«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
19:25
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
22:00
«Ничего себе имя!»
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
22:30
«Оранжевая корова». Мультсериал

Развитие речи у ребёнка: 7 важных вопросов логопеду



Ребёнок довольно бойко разговаривает к 3 годам, но часть звуков «зажёвывает»: нужно ли идти к логопеду или это лишний стресс? И если нужно, то когда лучше показаться? А что это за подъязычная уздечка, о которой все говорят? На частые вопросы родителей отвечает логопед Наталья Зискина.

Фото: Savicic/Shutterstock
Фото: Savicic/Shutterstock

Наталья Зискина, учитель-логопед, олигофренопедагог, практический психолог, руководитель онлайн-центра «Формула речи»
Наталья Зискина, учитель-логопед, олигофренопедагог, практический психолог, руководитель онлайн-центра «Формула речи»

Какие факторы задерживают развитие речи ребёнка?

Причины, по которым развитие речи у ребёнка происходит с задержкой, могут быть самыми разными, но в основе своей они всегда биологического или социального характера.

Если говорить о социальных, то я бы выделила 5 факторов (хотя их, конечно, намного больше).

Первый фактор — это соска во рту. Когда малыш начинает познавать мир, он задаёт вопросы, если расстроен, он хнычет, когда у него что-то болит — плачет, голоден — кричит во весь голос. А ещё малыши пробуют на вкус окружающие предметы. Не все родители согласны это терпеть, следить, объяснять, помогать, и соска в этих ситуациях простой и удобный способ сохранить собственные нервы. Так проще заставить ребёнка замолчать. И если родитель позволяет своему малышу держать соску во рту большую часть дня — она определённо замедлит развитие речи.

Второй фактор — подгузник. Есть исследования, где доказана прямая связь между длительностью ношения подгузника и развитием речи, а также навыков ребёнка. 67% нормотипичных детей, которые носили подгузник до 3 лет, имели задержку речи и бытовых навыков. Дело в том, что в подгузнике ребёнок не чувствует изменений температур и влажности, что не дает ему установить первые причинно-следственные связи между позывом к туалету и результатом. Значит, не происходит природный импульс к развитию интеллекта. Также такой ребенок не понимает, как это — проситься, и даже жестами не может показать, что хочет в туалет.

Третий фактор — телевизор и гаджеты. Бывает, малышу бесконтрольно разрешают смотреть мультики, играть в компьютерные игры, усугубляя проблемы социализации и развития.

Четвёртый фактор — гиперопека, когда мама предвосхищает все желания своего малыша, понимает его без слов, перекрывая все возможности к развитию речи. Получается, ребёнку в этом случае слова не нужны, в них просто нет никакой необходимости. Мамы не дают ребенку самостоятельно ответить на вопрос.

Фото: Olena Rudo/Shutterstock
Фото: Olena Rudo/Shutterstock

Пятый фактор — перетёртая пища. Где тут связь? Когда малыш ест только пюре, у него элементарно не развиваются мышцы речевого аппарата.

В каком возрасте пора показаться логопеду?

Существует мнение, что к логопеду стоит обращаться после 5 лет, ближе к школе. Но чем раньше специалист осмотрит ребёнка, тем больше вероятность исправить нарушения.

Логопед нужен в 1 год, если:

  • ребенок не гулит;
  • не лепечет;
  • не произносит повторяющиеся слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «ди-ди».

Здесь стоит сначала обратиться к лору, чтобы исключить нарушения слуха, затем к неврологу и уже после этого, если два врача ничего не выявили, — к логопеду.

В 1,5 года, если:

  • малыш практически не произносит слов типа «баба», «мама»;
  • звукоподражаний «би-би», «топ-топ» и др.

В 2 года, если:

  • в арсенале у малыша менее 10 слов;
  • в словаре всё ещё звукоподражания, которые малыш и не пытается заменять общеупотребительными словами (например, вместо машина — «би-би», вместо собака — «ав-ав»);
  • в речи отсутствуют фразы;
  • ребёнок предпочитает мычать, даже если кажется, что он все понимает.

Логопед для ребенка 3 лет нужен обязательно. Необходимо показывать детей специалисту, даже если родитель считает, что все в порядке.

И точно нужно обратиться к специалисту, если:

  • ребёнок говорит много, но на «тарабарском» языке;
  • заменяет один звук другим, например, Т на К, Г на Д;
  • не задает вопросы: куда? зачем? почему?
  • не устанавливает причинно-следственные связи (например, на вопрос «зачем нужно мыть руки?» он должен ответить: «чтобы руки были чистыми»
  • молчит, хотя всё понимает.

Часто окружающим и близким кажется, что малыш не разговаривает или «коверкает» слова из вредности, а при обследовании обнаруживается реальная проблема, которая сейчас мешает заговорить, а чуть позже —правильно развиваться и учиться в школе.

Логопед в 4 года нужен, если:

  • ребёнок ещё ни разу не был на консультации;
  • речь малыша смазанная, нечеткая, невнятная;
  • ребёнок не выговаривает 5 и более звуков;
  • не может поддерживать беседу, ответив на простые вопросы;
  • речь не развивается, малыш разговаривает так же, как и год назад.

В 5 лет нужен, если:

  • речь нечёткая;
  • слишком мягкое или напротив слишком твердое произношение звуков
  • не произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Ль, Й.
  • присутствует гнусавость, шепелявость;
  • бедный лексикон.

Если ребёнок в 5−5,5 лет не произносит только звуки Р, Рь — требуется консультация логопеда.

А школьника показывать уже поздно?

Если ребёнок пошел в школу и у него проблемы с письмом после второй учебной четверти, тоже важно обратиться к логопеду или психологу. Возможно, у ребёнка дисграфия или же дефицит внимания.

Логопед исправляет только картавость и шепелявость?

Миссия логопеда гораздо шире и не ограничивается лишь постановкой звуков. Зачастую под «шепелявостью» и «картавостью» скрываются более глубинные речевые нарушения.

Например, у ребёнка есть недоразвитие фонематического слуха, хотя с физиологическим слухом всё в порядке. Если вовремя не обратить на это внимание и не начать коррекционную работу, то это может привести к трудностям в овладении чтением и письмом. На письме такой ребёнок будет пропускать буквы или даже слоги, переставлять их местами, объединять несколько слов в одно и т. д.

Также логопед:

  • работает над грамматическим строем речи, расширением словарного запаса, развитием связной речи;
  • работает с интонаций речи, силой голоса, темпом;
  • обучает грамоте, чтению;
  • развивает речь неговорящих детей;
  • работает с теми, у кого произошла утрата речи (афазия).

Влияет ли смена молочных зубов на постановку звуков?

Есть популярное мнение, что, если у ребёнка недавно выпали зубы, то это и есть причина неправильного произношения: «вырастут зубы, и звуки встанут на место».

Фото: Bilanol/Shutterstock
Фото: Bilanol/Shutterstock

Как правило, процесс смены у детей молочных зубов идет примерно в возрасте 4−6 лет, и как раз этот возраст считается самым благоприятным для занятий с логопедом, именно в этот период идёт самая активная и продуктивная работа по коррекции звукопроизношения.

Если ждать появления коренных зубов, можно упустить время: для того, чтобы поставить звуки, необязательно наличие всех зубов. Здесь гораздо важнее, чтобы у ребёнка были сильные мышцы артикуляции (языка, губ), была сильная и целенаправленная воздушная струя, а также хорошо развитый фонематический слух.

Что за подъязычная уздечка и надо ли её подрезать?

Так называемая уздечка — это подъязычная связка, соединяющая нижнюю часть языка с дном ротовой полости. На что влияет длина уздечки?

Очень короткая подъязычная связка мешает грудному вскармливанию, и её могут подрезать младенцу ещё в роддоме. Операция помогает наладить грудное вскармливание, а ранка заживает очень быстро. У детей постарше (от 4 лет) возникают трудности с произношением звуков, требующих поднятия языка на вверх. Это шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и сонорные Л, Р. Нормальному произношению других звуков языка короткая уздечка не препятствует, не стоит её винить в том, что ребёнок не разговаривает, что у него бедный словарный запас или он переставляет слоги местами — здесь подъязычная связка ни при чем.

Как понять, в каком случае растягивать, а в каком — подрезать?

Попросите ребёнка открыть рот и потянуться кончиком языка за верхние зубы.

Если он сможет поднять язык наверх, но не дотягивается до нёба, то здесь, как правило, логопед с легкостью справляется, растягивая уздечку с помощью специальных упражнений или массажа. По времени это может занимать от месяца и больше, процесс трудоёмкий, но эффективный.

Если ребёнок не способен облизать губы, дотянуться до нёба и высунуть язык из полости рта, то здесь, чаще всего, направляем на подрезание уздечки. Но такое бывает редко.

Фото: AlesiaKan/Shutterstock
Фото: AlesiaKan/Shutterstock

Если обращаться к статистике, то частота возникновения короткой уздечки языка это 1 случай на 1000 новорождённых, у мальчиков такая уздечка встречается в 3 раза чаще, чем у девочек. Поэтому современная логопедия в большинстве случаев предлагает уздечку тянуть. Для этого есть специальный комплекс упражнений.

Можно ли самостоятельно поставить звуки?

Да, бывают ситуации, когда родители вполне могут справиться и без логопеда, но перед самостоятельной работой с ребёнком всё равно необходимо пройти хотя бы разовую консультацию, чтобы исключить серьёзные речевые нарушения.

Часто бывает, что, родители, пытаясь самостоятельно или с помощью обучающих роликов поставить звуки, оказывают детям медвежью услугу. Они не всегда могут понять причины нарушения и определить правильность произношения звуков в речи ребёнка. Из-за того, что работа ведётся не в том направлении, упускается драгоценное время.

На моей практике немало случаев, когда мама или бабушка пытались поставить звук ребёнку, в итоге он получался искажённым. А неправильное произношение исправлять гораздо сложнее.

Ещё одна ошибка: родители начинают ставить звуки не по возрасту, так как не знают норм речевого развития. Настойчивые попытки заставить рычать трёхлетку приводит к негативным последствиям, вплоть до отказа ребёнка говорить.

С тяжелыми речевыми нарушениями, такими как заикание, алалия, дизартрия — определенно коррекционную работу должен проводить логопед и, как правило, совместно с другими специалистами.

Читайте также:

Игры, которые помогут увеличить словарный запас ребёнка

Читаем с малышом: 7 чудесных книг для детей от 2 лет

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти