«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
13:15
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Отель у овечек». Мультсериал«Отель у овечек». Мультсериал
0+
15:35
«Отель у овечек». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»

Ребенок не хочет ходить в кружки. 3 совета родителям



Мама и папа радуются: записали ребенка в такую интересную секцию! Но тот заявляет: «Не пойду». Так, и что делать? Заставлять, уговаривать, ругать или прислушаться и не водить? Советует психолог Светлана Филяева.

Фото: /Shutterstock
Фото: /Shutterstock

Светлана Филяева, психолог, сказкотерапевт
Светлана Филяева, психолог, сказкотерапевт

Со стартом школы родители записывают ребенка в разные секции, кружки, в художку, на лекционный курс. И часто бывает, что ребенок сразу же или после 1−2 занятий сообщает: «Не хочу, не нравится, не пойду».

Ну что, бросаем секцию? Обидно же! А ведь еще и такой важный момент: решение об отказе от кружка или его замене часто влияет на график всей семьи — кто-то отвозит ребенка в определенное время, кто-то его встречает. Продумать логистику, утрясти расписание бывает очень непросто (особенно если в семье не один ребенок). Это совсем не очевидно, но простая замена кружка может влиять на жизнь всей семьи.

Что делать? Кто-то из родителей склонен настаивать, кто-то — сразу соглашается: зачем мучить ребенка?

Случаи из практики

Приведу сразу 2 довольно типичные ситуации

1. Мама дочки (8 лет) уверяет, что ребенок вообще ничем не интересуется. Да, книжки читает, делает каких-то мягких куколок, но никуда не вытащишь, ничем не увлечешь.

Поэтому мама еще весной объявила ей: «Со следующего года пойдешь на кружок по астрономии». Сейчас у них конфликт, потому что девочка упирается изо всех сил.

Спрашиваю: почему такой нетривиальный выбор? Мама говорит: «В школе я очень любила астрономию, мне нравились истории про звезды. А она не хочет, хотя это так интересно!».

— А есть у девочки какая-то информация? Она представляет, о чем идет речь?

— Ну, она понимает, что это про звезды…

Сказать ребенку 6−7-8 лет:"Будешь ходить, и точка" — это просто набор звуков. Давить и настаивать, если не было погружения в тему, бессмысленно.

2. Девочка постоянно рисует для себя, не выпускает карандаш из рук. Видно, что ей бы надо идти в художественную школу, развиваться в этом направлении. И родители собирались ее записать. Но…

Она отказалась, объяснив это так: «Я поговорила с друзьями, мне сказали, что там скучно и нужно рисовать то, что не хочешь. А я хочу рисовать только то, что нравится мне». Спорить с ней не стали, в результате она ходит раз в неделю на обычный кружок рисования, где нет никакого обучения технике и не нужно делать над собой усилие, — только приятное времяпрепровождение.

Совет № 1: Создать представление о кружке

Когда вы записываете ребенка в кружок, задайте себе вопрос «А понимает ли он вообще, о чем идет речь?». Вот есть ли у обычной второклассницы четкое представление о том, что ее ждет на кружке по астрономии? Не уверена.

Так что необходимо дать дополнительную информацию. И не просто показать справочник и обрисовать тему в двух словах. Здесь нужно погружение.

Если мы говорим об астрономии, то можно:

  • сходить в планетарий, послушать там лекцию, посмотреть фильм, рассмотреть инсталляции;
  • скачать приложение, которое определяет созвездия, и рассмотреть небо;
  • во время путешествия (например, на море) просто поразглядывать ночное небо и подумать, почему оно выглядит не так, как дома: почему Большая медведица на другом месте?

То же касается и спорта, и, например, художественной школы.

Сходите вместе на реальные соревнования, посмотрите, как готовятся к матчу спортсмены, как работают судьи, поищите личные истории атлетов, посмотрите фильмы. Нужно интерактивное погружение.

С художкой такой же подход. Нужно погружать ребенка в мир искусства, сходить в галерею и показать, как развивалось мастерство у художников: вот он делал карандашные наброски, а вот писал маслом. Хорошо бы познакомить с кем-то из детей постарше, кто ходит в художествененную школу, и может показать свои рисунки и рассказать, как умение рисовать «скучные натюрморты» помогает и в личном творчестве.

Фото: /Shutterstock
Фото: /Shutterstock

Интересно посмотреть книги по искусству, но не объемные энциклопедии по живописи, а что-то точечное, с выходом в одну тему. Могу посоветовать книгу «Про рамы и картины». В ней неожиданный заход в тему искусства: рассказывается об интересных рамах, о том, как художник выбирал раму, как иногда рама продолжала картину, становясь частью шедевра.

Совет № 2. Разделять свои детские желания и интересы ребенка

Важно честно ответить себе на вопрос: «Я не смог развить свой личный интерес в детстве. Не пытаюсь ли я реализовать его сейчас за счет ребенка?»

Иногда бывает совпадение, и ребенку днействительно интересно то же, что и маме в детстве. Но так бывает далеко не всегда, и тогда начинается печальная история, когда ребенка годами таскают в музыкалку, а он хочет рисовать. Или мальчика водят на футбол, потому что папа говорит, что это мужской вид спорта. А мальчик приходит расстроенный, ему не нравится, там толкаются и кричат. Он хочет заниматься фехтованием, но папа считает это какой-то ерундой…

Надо обязательно разделять свои личные интересы, желания и травмы из детства и личность ребенка, потому что его можно сломать.

Совет № 3. Не бояться менять секцию

Даже если отходили уже год и тренер уверяет: «Да все хорошо! Скоро на сборы поедем!». Может быть, у ребенка действительно всё получается. Но не всё, что получается, приносит удовольствие и пользу, развивает.

Слуучай из жизни

Девочка ходила на плавание целый год, и каждый раз были слезы: «Не нравится вода, тренер кричит, все болит». Когда я спрашивала, что бы ты хотела? Она отвечала, что ей интересен теннис или карате.

И, хотя тренер хвалил и занималась она уже емало, родители рискнули. Сейчас она полгода ходит на карате, и это абсолютно счастливый ребенок, который показывает всем приемы. Причем, тренировки серьезные, выходит с них красная и вспотевшая. И довольная.

Очень часто нежелание куда-то ходить -- вовсе не признак лени, а признак того, что ребенок хочет другое. И хорошо, когда родители прислушиваются.

А если игнорировать нежелание?

Не обращать внимание на подавленное состояние ребенка — это прямой путь к детской депрессии, заниженной самооценке.

Ребенок не узнает себя, не раскроет свой талант.

Вы рискуете и надолго испортить отношения, ведь вы даете понять, что не слышите его, не обращаете внимания. Он будет меньше делиться, меньше рассказывать — а зачем, если его не слышат?

Как понять, подходит ли кружок?

Чтобы составить впечатление, 1−2 занятия недостаточно, нужно проходить хотя бы несколько недель. А с учетом того, что осенью дети то и дело болеют, получается не 3−4 недели, а 3−4 месяца.

Сложности первого времени могут пугать всех. Интровертам вообще сложнее даются новые занятия. Нужно помочь найти свою мотивацию, заложить время, чтобы был какой-то первый успех.

Скажем, в конце ноября-декабре обратите внимание: в каком настроении ребенок, когда вы забираете его после кружка? В норме он может ныть, капризничать перед занятием «давай не сегодня, давай в следующий раз схожу», но если, когда вы забираете его, он доволен, не может оторваться от беседы с друзьями, то всё ок.

А вот если вы каждый раз забираете его в плохом настроении, уставшего, подавленного, значит, не срослось.

Как можно поддержать в первые месяцы кружка?

Поможет сказкотерапия, библиотерапия. Поищите книжки, которые непосредственно относятся к теме занятия или вообще рассказывают об освоении какой-то новой деятельности.

Для детей 5−7-8 лет советую обратить внимание на книжки не просто с интересной историей, но на те, в которых главный герой — какое-то животное, приятный персонаж, поддерживающая фигура. Детской психике в момент преодоления чего-то нужен дополнительный ресурс, нужен такой внутренний помощник — и мы можем найти его в книжках.

  • «Мама Му в бассейне» Свена Нурдквиста — вот хороший пример. В этой истории корова отправляется плавать в бассейн — это уже само по себе забавно. Она катается с водяной горки, ходит в шапочке, даже решает принять участие в соревнованиях. Корова — это архетипичное животное: во многих сказках она дает материнскую заботу, мудрость, становится опорой.
  • «Эльма. Тайное пророчество». Здесь один из главных героев медведь, тоже архетипичный персонаж, знакомый нам по многим книгам (вспомним сказки или того же «Маугли»: вырастили мальчика волки, но почему-то все любят Балу). Тут он вырастил девочку и научил ее всяким премудростям. А потом они отправляются в сложное путешествие, и по пути он еще многому героиню учит. Первое сложное путешествие — это такая метафора: ребенок пускается в освоение нового дела.
  • «Отель Фламинго» — целая серия книг с очень интересным зачином. Девочке достается в наследство целый отель. Он грязный заброшенный, разрушенный, но в нем остались животные, которые в нем работали и очень его любят. Тут есть и бурый медведь, и панде, и свинка, и фламинго. Они вместе решают вернуть отель к жизни, друг другу помогают. И это метафора трудного дела, которое можно начать вместе, тоже история преодоления.

Обратите внимание и на советскую классику: вспомним повесть «Веселая семейка» Николая Носова, где ребята решили выращивать цыплят с помощью инкубатора. Сколько им пришлось всего узнать и освоить!

Каждый взрослый может найти в своих воспоминаниях такую книжку или фильм — и предложить ребенку, поделиться, рассказать свою историю.

Читайте также:

Знакомство с искусством: 10 классных книг для детей

Раннее развитие: польза или вред?

Развитие дошкольника: 7 вопросов для проверки

Фото: HABRDA, второе: David Tadevosian/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти