Гулять с ребёнком — не только большое удовольствие (особенно если тепло и солнечно). Это ещё и возможность научить малыша любоваться природой, подмечать интересные детали, узнавать новое о жизни птиц, насекомых, деревьев, цветов. Как увлечь ребёнка такими прогулками и развить наблюдательность, мы спросили у Натальи Габеевой, иллюстратора и автора познавательных книг для детей.
Как помочь ребёнку узнать больше о живой природе, разбудить интерес к её изучению?
Детям важен не объём знаний о природе, а возможность взаимодействия с ней. Все дети — исследователи и открыватели мира, и, если их предоставить природе, они с ней легко начнут «общаться».
Не все малыши по натуре своей спокойные созерцатели. Мой старший сын в детстве на прогулках в парке или лесу сразу находил похожую на дубину палку и убегал с криками в чащу. А карманы младшего, собирателя, моментально наполнялись желудями, каштанами, камнями, листвой. Все находки, разумеется, были уникальны, дороги сердцу и приносились в полном объёме домой. Это и есть тот самый интерес к изучению.
В первую очередь, взрослый сам должен научиться абстрагироваться и искренне заинтересоваться процессом изучения природы. Например, невозможно увлечь ребенка чтением, если он не видел своих родителей с книгой в руках! К тому же, задача усложняется тем, что нужно еще противостоять яркому экрану смартфона или телевизора. Только через живое общение и познание окружающего мира ребёнок может развиться в тонко настроенную, чуткую и эмпатичную личность, а не в эмоционально глухого эрудита.
За кем и чем можно понаблюдать в обычном городском парке, сквере весной, летом? А на «скучной» даче?
Когда-то давно я услышала, что в европейских школах на уроке окружающего мира детей приводят в парк, ограждают верёвочками участок метр на метр, и каждый должен в этом выделенном мирке обнаружить что-то интересное и рассказать остальным.
Мне очень понравилась эта идея, и мы так играли с детьми. Каждый наблюдал за своим клочком травы, веткой или стороной большой лужи, и мы вместе совершали открытия и восхищались своим находкам. Или бродили вдоль речки и каждый искал самый необычный по цвету или форме камушек. Главное — нужный настрой и вовлеченность!
Даже совместный поиск волшебного пятилепесткового цветочка на «скучной» даче может превратиться в увлекательное приключение.
Чем такие наблюдения на прогулке полезны для ребёнка, что развивают?
Созерцание, наблюдение за окружающим миром — это источник тысячи вопросов! Почему небо синее, а закат -- красный, почему лягушки не моргают, почему голуби головой кивают, и так до бесконечности…
Как правило, ребёнок на прогулке не один, он с мамой или папой, или бабушкой, или старшим братом, и совместные наблюдения помогают малышу учиться рассуждать, запоминать, строить причинно-следственные связи, делиться впечатлениями. Ребёнок не просто гуляет в парке, он учится мыслить.
А кто или что из мира живой природы удивляет и поражает вас?
У каждого живого существа есть свои удивительные «секретики», особенности или навыки. Меня больше удивляет способность природы в целом адаптироваться и меняться под обстоятельства, выживать. Тяга к жизни не может не поражать. Думаю, многие испытывали эту гамму чувств из удивления и восхищения при виде пробившегося сквозь асфальт одуванчика.
На что обратить внимание детям, которые любят рисовать, делают наброски на прогулках: с чего им начать, каких ошибок не повторять? Чьи работы посмотреть?
Пообщавшись с природой, мы очень часто ловим волну созидательной энергии: этот душевный подъём и получает выход в рисунках и новых идеях. Я считаю в детском творчестве нет понятия «ошибка», оно совершенно в своем роде. В процессе ребёнок экспериментирует, стимулирует воображение, пытается реализовать какую-то свою идею, оттачивает чувство вкуса. Поэтому сам процесс рисования и созидательное настроение важнее результата.
В качестве совета ребятам — не нужно стараться делать «красиво» и «правильно». Взрослые нередко смотрят на работу ребёнка другими глазами. Могут заявить, что ворона не похожа на ворону, а ёж на ежа, или упрекнуть, что рисунок неаккуратный. Они забывают, что у ребёнка часто вообще нет цели нарисовать что-то конкретное, похожее и аккуратное, но есть желание выразить свои чувства.
Несколько сезонов я судействую в одном детском творческом конкурсе. Очень много детских рисунков, эмоциональных, талантливых, гармоничных, и среди них сразу видны работы с «инструкциями» взрослого.
Посещайте с детьми художественные музеи, рассматривайте качественно иллюстрированные книги, развивайте насмотренность. Здесь тоже можно сделать своё творческое открытие. Мое неожиданное открытие — небольшой белый пейзаж кисти А. Саврасова, увиденный в Самарском художественном музее, скрипящая морозным снегом «Зима». Удивительная, тонкая работа, не похожая на хорошо всем нам знакомых «Грачей».
Ну и конечно, наслаждайтесь природой. Она — лучший учитель, непревзойдённый «творец всех творцов», как сказал Гёте.
Интересно почитать
Наталья Габеева «Жизнь пруда»
Обычный дачный пруд выглядит таким тихим, спокойным, сонным… Но, если присмотреться, окажется, что тут кипит жизнь, и в воде, и на берегу. Стрекозы, головастики, караси, тритоны, ужи, плавунцы, утки, водяные полёвки -- сколько разных видов живёт в водоёме и рядом! Здесь много интересных растений, которые не встретишь просто так: рогоз и камыш, кубышки и кувшинки. Автор -- художница, поэтому она не просто рассказывает о пруде и его обитателях, но и показывает, как их можно нарисовать.
Читайте также:
7 удивительных способностей растений