«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
11:10
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
0+
12:20
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
13:10
«Клуб вопросики»

Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?



В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Стоит ли опасаться повышенной возбудимости и агрессии?

Мария Баулина, , кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа
Мария Баулина, , кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа

Управление страхом

Как говорят, лучший способ избежать революции — это возглавить её. Игра с монстром позволяет ребёнку взять его под контроль, сделать предсказуемым и избавиться от страха. Как бы мы не защищали малыша от негативной информации, он, так или иначе, сталкивается с ней, наблюдая на улицах рекламные плакаты и вывески со страшными изображениями, случайно видя кадры из фильмов или теленовостей со сценами насилия. В результате в воображении ребёнка поселяется множество страшных образов, смысла и реальной опасности которых он пока не может осознать.

Трогая когти на лапах или зубы на челюсти, заглядывая в глаза, малыш изучает эти пугающие детали и привыкает к их виду. Если вы расспросите дошкольника о его любимце, он поведает о необычных свойствах его внешности. Например, расскажет о способности втягивать когти, если требуется кого-то обнять, или об очаровательной улыбке в сто пятнадцать зубов. Ребёнок часто наделяет монстра прекрасными, благородными чертами, утверждая, что они спрятаны от окружающих и открываются только хозяину.

Вы тоже можете подсказать малышу направления, в которых можно пофантазировать о происхождении и назначении непривлекательной внешности его любимого чудовища.

  • Проведите аналогию с такими сказками как «Аленький цветочек», «Красавица и чудовище» или «Щелкунчик». Обратите внимание ребёнка на то, что у внешне непривлекательных персонажей внутри скрывалась добрая душа.
  • Расскажите малышу о животных и птицах, которые выглядят устрашающе, чтобы у хищников не возникало желания нападать на них. Например, у многих ящериц шипы и наросты на коже предназначены для защиты, а не для нападения.
  • Понаблюдайте вместе с ребёнком за окружающими людьми, чтобы он заметил, какими они могут быть разными. Объясните малышу, что у большинства из них нет правильных черт лица и идеальных пропорций фигуры. Тем не менее, у каждого есть какая-то «изюминка», делающего этого человека уникальным и по-своему привлекательным. Постарайтесь отыскать такую «изюминку» у любимого монстра малыша.

Личный телохранитель

Когда ребёнок гордо заявляет, показывая своего страшного любимца, что тот может съесть кого угодно, он тем самым демонстрирует свою защищённость и превосходство. Согласитесь, приятно чувствовать себя владельцем питомца, способного защитить хозяина от любых невзгод! Осознание силы не только вселяет уверенность в ребёнка, но и позволяет ему справляться с собственной агрессией.

Каким бы спокойным и миролюбивым характером ни отличался малыш, ему всё равно свойственно испытывать гнев, как и любому другому человеку. Однако ребёнок может бояться выражать её, стремясь соответствовать ожиданиям родителей и других значимых взрослых. Подавление негативных эмоций чрезвычайно вредно для организма, и в этой ситуации игрушка-монстр может стать удобным и безопасным «проводником» для выражения агрессии. Поэтому игры в войну, имитация поединков и наказаний могут использоваться в психотерапевтических целях.

В современной психологии широко используется песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия и другие приёмы, позволяющие ребёнку сбрасывать накапливающееся напряжение. Старайтесь играть вместе с малышом, чтобы иметь возможность управлять разворачивающимся сюжетом.

  • Не забывайте о том, что маленькие дети имеют магическое мышление, как древние люди, наделявшие страшные тотемные фигуры сверхспособностями. Поэтому не стоит удивляться, что в предлагаемом ребёнком сценарии игры хромает логика и нарушены причинно-следственные связи. Обращайте внимание на её эмоциональное содержание.
  • Если игра начинает приобретать слишком кровожадный характер (например, монстр пытается откусить чью-то голову или разорвать врага на мелкие кусочки), постарайтесь направить её в конструктивное русло. Предложите малышу один из мирных вариантов разрешения конфликта, благодаря которому персонажи могут помириться или исправиться.
  • Во время игры не ругайте ребёнка за агрессивные проявления в виде громких криков, некрасивых слов или ударов. Вы можете пристыдить монстра за чрезмерную кровожадность, тем самым демонстрируя малышу границы допустимого выражения агрессии.

Больше вреда, чем пользы

В каких ситуациях игры с монстрами могут навредить малышу?
Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы монстры не были единственными игрушками, с которыми занимается ребёнок. Если малыш испытывает стойкий интерес к зубастым чудовищам, важно регулярно переключать его внимание на других персонажей.

Если вашему ребёнку меньше 4 лет, ему пока трудно абстрагироваться от пугающей внешности монстра и наделить его в своих фантазиях богатым внутренним миром и доброй душой. Поэтому игры со страшными игрушками не принесут ему никакой пользы. В качестве негативных последствий можно назвать беспокойный ночной сон, страх темноты, повышенную возбудимость и раздражительность. Чтобы избежать этих проблем, лучше полностью оградить малыша от игр с монстрами и просмотров мультфильмов со страшными персонажами.

Для детей с гиперактивностью или расстройствами аутистического спектра агрессивные игры и фантазии являются способом активации — то есть приведением себя в состояние бодрости. Безусловно, в этом случае, не стоит поощрять страсть ребёнка к игрушкам-монстрам, чтобы такой способ саморегуляции не вошёл в привычку.

  • Не поддавайтесь на уговоры малыша купить страшную игрушку и не подчиняйтесь давлению родственников или родителей других детей, утверждающих, что их чадо прекрасно играет со страшилищем, и это не приносит никаких проблем. Вы лучше других знаете особенности темперамента и характера своего ребёнка — вам и решать!
  • Игры со страшными персонажами можно заменить на физическую активность. Возможность «побеситься» принесёт малышу эмоциональную разрядку, не прибегая к изображению батальных сцен.
  • Время от времени позволяйте ребёнку брызгаться водой, бросаться снегом, срывать траву или рвать бумажки. Придавайте этим действиям позитивный смысл, чтобы не провоцировать лишние проявления агрессии. Например, летящие комья снега или клочки бумажек — это праздничный салют, а брызги воды — весёлый дождик.
  • Предлагайте ребёнку такие сценарии игр с монстром, которые возможно реализовывать с любыми другими персонажами. Допустим, для него можно построить домик, укутать одеялом и уложить в кровать, покормить салатом из одуванчиков. В этих случаях чувство заботы и умиления вытеснят те агрессивные эмоции, которые монстр провоцирует своей страшной внешностью.

Читайте также:

Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?

«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов

Почему иногда истерика — это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали

Фото: Maryna Ivanova, metha1819, Zoia Kostina, Marol/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти