«Поезд динозавров». Мультсериал«Поезд динозавров». Мультсериал
0+
5:05
«Поезд динозавров». Мультсериал
«Приключения Ам Няма». Мультсериал«Приключения Ам Няма». Мультсериал
0+
6:00
«Приключения Ам Няма». Мультсериал
«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
7:00
«Ничего себе имя!»

Как привить ребёнку интерес и любовь к природе



Первые знания об устройстве мира возникают у ребенка в дошкольном периоде. Именно в это время важно заложить в малыша понимание законов природы. Нужно не объяснять их ментально, а ежедневно проживать вместе с ним природные явления и через небольшие, но реальные действия показывать нашу встроенность во все природные циклы и взаимосвязи. Только через вдумчивую работу с постоянно меняющимися живыми системами можно развить такие качества, как концентрация и наблюдательность, спонтанность и креативность. Как формировать экологическое сознание у дошкольника? Об этом рассказывает Валерия Букина, руководитель проекта «Пермакультурный детский сад».

Валерия Букина, руководитель проекта «Пермакультурный детский сад»
Валерия Букина, руководитель проекта «Пермакультурный детский сад»

Что такое экологическое сознание

Это понимание ребенком, причем не только разумом, но и на уровне чувств, того, что все, что ходит, плавает, летает, растет на Земле — живое. Вода и камни — тоже живые. Все нерукотворное вокруг обладает качеством жизни, которую уничтожить нельзя. Окружающий ребенка мир устойчив, жизнь вокруг самовозобновляема и представляет собой превращение разных форм. Ребенок со сформированным экологическим сознанием не боится жить и открыт для изучения природы. Кроме того, он знает, что к ней нужно относиться бережно.

Когда у ребенка не сформировано до конца или нарушено экологическое сознание, он боится окружающей его жизни: микробов, насекомых, земли, луж. Он опасается того, что едой можно отравиться, а после прогулки на свежем воздухе — простудиться. Мир воспринимается им как враждебный.

Как формировать экологическое сознание

Знакомить ребенка с природой, учить его не бояться этой жизни в разных ее проявлениях родители могут и дома, и в открытом пространстве, например во дворе.

Начните с раздельного сбора мусора. Расскажите ребенку, почему это важно: отсортированный по видам мусор поступает на переработку, и бумага, батарейки, пластиковые бутылки получают вторую жизнь либо уничтожаются с соблюдением мер безопасности. Из нескольких переработанных пластиковых бутылок можно изготовить одежду, из алюминиевых банок — велосипед, а переработанная бумага идет на производство книг, тетрадей, ваты, строительных материалов.

Обычный мусор, не разделенный по категориям, отправляется на свалки, где может не разлагаться сотни лет. Сегодня как минимум в Москве уже действуют несколько десятков стационарных пунктов раздельного сбора мусора. Объединитесь с соседями по дому и обратитесь к администрации вашего района: по просьбам жильцов власти установят и у вас специальные контейнеры для сбора отходов.

Бывает и так, что именно любознательные дети прививают родителям основы экологического сознания. Они говорят взрослым: опавшую листву не нужно убирать с земли и уж тем более сжигать. Они сами поясняют родителям: для почвы листья — это питательная среда, в которой живут полезные микроорганизмы, и земля — это не грязь! Чтобы дерево жило, оно должно получать питательные вещества из земли, а осенью, сбрасывая листву, оно их «возвращает»: таков биологический цикл. Без листьев, которые ее унавоживают, почва беднеет, нарушается экологический баланс.

Уделяйте внимание пространству вокруг вашего дома. Наши газоны, которые нередко находятся в тени, засевают травкой, и она не растет: ей мало света. Зато теневыносливая лесная трава там будет расти. Сходите с ребенком в ближайший лес, возьмите там несколько дернинок и высадите в газоне у своего дома вместе. Как и в случае с раздельным сбором мусора, вы можете обратиться в администрацию своего района с просьбой высаживать у вас те растения, которые вы хотите, и не сжигать листву.

Когда дети вовлекаются в эту деятельность хотя бы на уровне двора, они понимают: нет в природе этой преувеличенной опасности, о которой они думали. Когда у детей и у взрослых есть общие дела во дворе, тогда слово «экология» приобретает свой изначальный смысл: оно происходит от древнегреческого «ойкос» — «дом». Помните кредо Маленького Принца: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»?

Позаботьтесь о птицах и животных. Всегда делайте то, что доступно изучению и наблюдению здесь и сейчас, а не умозрительно. Сейчас актуально сделать вместе с ребенком кормушку для птиц, которые прилетают в ваш двор: в интернете очень много мастер-классов, как смастерить ее быстро из подручных средств.

Не рассказывайте ребенку, что едят птицы, а подсказывайте, где об этом узнать. Сходите в ближайшую современную красивую библиотеку, покажите, как нужно искать информацию: это универсальный навык на всю жизнь. Найдите вместе яркие и интересные картинки из жизни птиц, напишите на листах бумаги печатными буквами что они едят: семечки, зерно, некоторые виды могут поклевать ягоды. Все это поможет вам понять, как использовать многослойность природных процессов в одном занятии, как подражать эргономичной природе и создавать минимум «три пользы в одном».

Сделайте вместе с ребенком «птичьи леденцы»: залейте водой в песочных формочках ягоды боярышника, рябины, клюквы, смородины, шиповника вместе с шерстяной ниткой — это будет крючок, заморозьте и потом развесьте на ветках. Вот вам живое исследование о том, как можно использовать разные агрегатные состояния воды. А еще — красивые украшения во дворе на радость всем соседям, размышления о зимнем месяце феврале, догадки и открытия ребенка о том, что птицам нужны ягодные деревья и кустарники и семена высоких трав. Ребенок задумается, почему птицы стремятся держаться ближе к городским паркам в конце зимы и во время снегопадов. Поспрашивайте малыша, как он думает, чем таким важным птицы заняты весной и летом.

Ели вы живете рядом с парком или лесом, можно сделать кормушки и для белок или грызунов, в том числе зайцев: расчистите участок земли под деревом и вкопайте туда несколько палочек так, чтобы они образовывали прямоугольник. Это будут бортики вашей кормушки, куда можно насыпать зерно в кожуре. Особенно важно делать это рядом с молодыми деревьями: грызун не станет сдирать их нежную кору, если у него будет еда.

Что можно сделать в домашних условиях

Самое простое, что можно сделать дома для воспитания экологического сознания, — это устроить собственный огородик на подоконнике. Посейте вместе с ребенком зелень: петрушку, различные виды салата, укроп. Пусть ваш дошкольник своими глазами увидит весь этот путь растения от брошенной в землю семечки до формирования листьев шпината, которые окажутся на вашем столе. Этот опыт бесценен: ребенок не только узнает что-то новое, но и получит реальные результаты своего труда. Такие инициативы — прекрасный способ удовлетворить естественный познавательный интерес, который есть у всех детей. Они убедятся, что природа — это не что-то абстрактное и масштабное, это в том числе и салат в тарелке, который вырос из нескольких семечек.

О том, из чего вообще формируется та самая плодородная почва, будет интересно узнать не только детям, но и взрослым. Попробуйте сами ее создать: устройте дома мини-ферму, населенную червями-старателями. Все, что им нужно, — это коробка, где они будут жить, грунт и органические отходы — к примеру, овощные очистки, спитая заварка, которыми они будут питаться. В течение нескольких месяцев грунт с органикой, в котором живут черви-старатели, станет настоящей почвой, биогумусом — ценным и экологически чистым удобрением, которое способно повышать плодородность почвы в несколько раз. Инструкций по организации таких мини-ферм в интернете немало.

Приготовьте вместе фруктовые энзимы, которые также способны служить удобрением и даже заменить бытовую химию. Это будет увлекательный процесс наблюдения за стадиями брожения работой грибков и бактерий. Возьмите очистки от фруктов и овощей, мелко нарежьте, пересыпьте в пластиковую бутылку, добавьте воды и сахара. Настаивайте три месяца при комнатной температуре, ежедневно открывая бутылку, чтобы выпустить газ. Обратите внимание ребенка на то, что в природе нет ничего лишнего и ненужного. Все отходы — это чья-то еда и домик для жизни, отходы — это ресурсы, которые способны сослужить человеку службу.

Есть много интересных, а главное, наглядных способов познакомить ребенка с природой, научить его не бояться ее, понимать цикличность жизни и беречь все живое.

Читайте также:

11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам

5 мест Москвы, где можно познакомить ребенка с живой природой

Что важнее: играть или учиться?

Фото: Elena Stepanova, Evgeny Atamanenko, Ilike, Image Republic/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти