Мы говорим это не задумываясь или из лучших побуждений — но такие слова на самом деле могут принести больше вреда, чем пользы. Проверьте, как у вас с этим?
1. Отлично, ты молодец!
Исследования показали, что использование таких общих фраз как «Классно» или «Умница» — каждый раз, когда у ребёнка что-то получается неплохо, ведет к его зависимости от вашей похвалы, а не от собственной мотивации и желания продолжать. Как же хвалить правильно? Например, более конкретно: не «Ты супер-футболист», а «В конце игры ты сделал особенно классную передачу и помог своей команде».
2. Постарайся — и все получится.
На самом деле это, конечно, правда — чем больше времени ребенок посвящает рисованию или катанию на роликах, тем лучше становятся его навыки. Но такие слова одновременно и создают впечатление, что если не получается или есть ошибки — значит, он просто недостаточно усердно старается, тренируется, надо еще поднажать. Конечно, это не так: успех или выигрыш зависят не только от количества приложенных усилий, но еще от многих факторов — таланта, настроения, темперамента, личных особенностей, обстановки вокруг. Если у ребенка что-то не получается, такая фраза вызовет еще больше сомнений, вины и стыда — как же так, я стараюсь, но все еще не стал лучшим. Вместо этого поддерживайте, поощряйте продолжать и напоминайте, что ошибки и неудачи — неизбежная часть освоения нового.
3. Да ничего страшного!
Ребёнок упал, разбил коленку, плачет? Инстинтивно нам хочется не только утешить его, но и убедить, что царапина пустяковая и скоро пройдет. Но если вы начнете говорить, что ничего страшного не произошло, и это совсем не больно и плакать не стоит — ему станет только хуже: получается, что вы не верите ему, показываете, что вы-то лучше знаете, каково ему сейчас. Но плачет он именно потому, что ему страшно и больно, и лучше сейчас помочь ему понять свои эмоции и справиться с ними, а не призывать их игнорировать. Лучше обнять и сказать что-то вроде «Да, ты бежал, упал и сильно ушибся, давай сядем и промоем рану».
4. Давай быстрее!
Пора выходить из дома, а ребёнок все делает очень медленно (вам даже кажется, что это он специально!), еле-еле завтракает, полчаса завязывает шнурки… Вы уже опаздываете — и конечно, хочется его поторопить! Но ваше раздражение и бодрые команды не помогут ему ускориться, а, скорее всего, создадут дополнительный стресс. Попробуйте вариант помягче: скажите «Давай поторопимся?» — это будет означать, что вы одна команда! Как еще общаться с детьми, чтобы это не становилось стрессом для всех? Например, превращая процесс сборов в игру: «Как ты думаешь, кто первым наденет штаны? На старт, внимание…»
5. «Я на диете»
Следите за своим весом, ведете дневник питания? Не стоит делать это демонстративно или при ребёнке жаловаться на свою фигуру — слишком пристальное внимание к параметрам и слова про «толщину» и «жиры» могут способствовать развитию нездорового образа тела. Лучше сказать: «Я ем полезную пищу, потому что мне нравится, как я себя чувствую» — это поможет детям научиться действительно здоровому отношению к еде. То же самое и с тренировками — лучше не жаловаться, что вам опять пора делать упражнения, а объяснять, почему вам это нравится.
6. На это нет денег.
Казалось бы, это самый простой и очевидный ответ на просьбу об очередной игрушке или развлечении — это слишком дорого. Но дети могут услышать в этом совсем иной смысл — например, что денег действительно нет и семья буквально на пороге бедности, или что денег может не хватить на необходимое. Лучше объясните свое решение в такой форме: «Я не готова покупать этот конструктор, потому что экономлю деньги на более важные вещи». Просьбы купить что-то внепланово — отличная возможность поговорить о финансовой грамотности: как составлять бюджет и управлять деньгами.
7. Нельзя разговаривать с незнакомыми.
Это сложное для детей понятие: во-первых, если человек представится, он сразу же перестанет быть незнакомым, во-вторых, если он дружелюбно и ласково общается с ребёнком, это тоже сокращает дистанцию и переводит незнакомца в разряд знакомых. А если, например, ребёнок твердо запомнил это правило — то как он обратится за помощью, если, например, потеряется в супермаркете? Лучше обсуждать все возможные варианты: с кем можно разговаривать, при каких условиях, как действовать в разных обстоятельствах, к кому можно обращаться, если нужно. Разговоры о безопасности важны, но их лучше вести в спокойной обстановке и между делом.
8. Осторожнее!
Если вы рефлекторно закричите это, когда ребёнок балансирует на заборе или залез на дерево — это не сделает его более внимательным, а повысит риск падения. Ваши слова отвлекают его, так что если вы беспокоитесь, лучше подойдите поближе, чтобы подстраховать, и говорите спокойно и тихо.
9. Никакого десерта, пока не доешь.
Такие слова слишком повышают ценность сладкого и уменьшают удовольствие от основной еды, которая становится только «трамплином» к десерту. Попробуйте переформулировать: «Сначала мы едим суп, а потом конфету».
10. Дай-ка помогу.
Вы наблюдаете, как ребёнок пытается построить башню из кубиков — но они рассыпаются, или хочет сам сделать тесто — но никак не откроет пакет муки, или завязывает шнурки — но путается в них. Первое побуждение — помочь, сделать за него, перехватить инициативу. Но не спешите: если вы вмешаетесь слишком рано, это может подорвать его уверенность в своих силах, и в следующий раз он даже не сделает попытку попробовать самому, а сразу обратится к вам. Вместо этого можно задать пару наводящих вопросов, чтобы навести на правильный способ: «Как думаешь, внизу должен быть большой кубик или маленький? «А что если потянуть пакет за верхнюю часть?».
Читайте также:
«Мамы и папы для хорошей погоды». 5 неочевидных ошибок в воспитании
Если родители — перфекционисты: 6 травм родом из детства
Как вырастить (не)самостоятельного ребёнка: 5 подсказок
Фото: Natalia Bostan, Prostock-studio, fizkes/Shutterstock