Что нужно дошкольникам, чтобы расти и правильно развививаться? Достаточно играть! Вот 6 важных и научно подтвержденных принципов игр, которые помогают детскому развитию.
Исследователи кафедры психологии Университета Пейс изучили основные принципы обучения дошкольников и примеры игровых пространств, где дети проводят много времени. Есть несколько основных характеристик обучения, которые помогут сделать полезнее любой опыт ребенка: его переживания будут активными, а не пассивными, значимыми. Эти же характеристики исследователи перенесли и на игровую деятельность, и дали рекомендации по организации игровых пространств. Например, появился проект эспериментальной автобусной остановки: ее дополнили элементами, способствующими игре и общению — специальными изображенями, которые можно использовать для рассказывания историй.
О каких же характеристиках важно помнить не только исследователям, но и родителям?
1. Активность
Оставайтесь активными во время общения и взаимодействия с ребенком. Например, задавайте ему"открытые" вопросы — то есть такие, на которые нельзя ответить только «да» или «нет». Если это подходит к теме разговора или ситуации, вспоминайте стихи или пословицы. Комментируйте свои действия и игру, вовлекая в это ребенка, например, когда в магазине выбираете яблоки, считайте их вслух, спрашивайте, с какой буквы начинаются разные слова. Предлагайте спрогнозировать ситуацию, например, спросите «Что произойдет, если мы смешаем синюю и желтую краски вместе?» или «Что будет, если мы поставим этот большой кубик на этот маленький?»
2. Вовлеченность
Если вы играете с ребенком — постарайтесь максимально ограничить отвлекающие факторы: выключите телевизор, не пользуйтесь гаджетами, не пытайтесь одновременно работать. Да, иногда вы все равно будете отвлекаться на домашние дела или телефонные звонки, но важно максимально сосредоточить свое внимание и показывать, что вы участвуете в игре и общении полностью.
3. Значимость
Постарайтесь во время игры опираться на темы, которые ребенку уже интересны. Если ему нравятся динозавры, вы можете предложить выдуманный сценарий, в котором вы будете археологами, добывающими окаменелости на детской площадке. Или вы можете вместе изучить, сколько у динозавров костей и что они ели. Если вы читаете книгу, действие которой происходит в другом городе или стране, найдите это место на карте или на глобусе, обсудите, что там есть необычного, какая там погода. Это помогает детям тренироваться в налаживании связей между предметами и явлениями.
4. Интерактивность
Исследователи посоветовали дать ребенку возможность проводить время за игрой самостоятельно, а вы в это время будете немного направлять его. Например, пусть он сам решает, что построить из блоков конструктора, а вы в процессе можете задавать примерно такие вопросы: «Что произойдет, если этот кубик повернуть другом направлении?» или «Как ты думаешь, сколько еще кубиков нужно, чтобы построить башню ростом с тебя?» А тут можно почитать, что делать, если ребенок совсем не хочет играть сам.
5. Эксперименты
Дети от природы очень любознательны — им нравится экспериментировать, видеть, что происходит, если действовать так или иначе, пробовать снова и снова, пока что-то не сработает. Исследователи посоветовали чаще давать ребенку возможность угадывать, что произойдет, проводить «эксперименты», придумывать новые слова к любимым песням. Каждая ошибка ведет к обучению.
6. Удовольствие
Сделать игровое время приятным можно разными способами. Например, это могут быть сюрпризы: классные научные эксперименты или опыты, которые вызовут удивление и радость ребенка, какие-то ваши умения — например, стоять на руках или шевелить ушами, другие элементы неожиданности. Предлагайте не только игры и игрушки, но и возможности для развития игрового сюжета — что можно сделать из картонной коробки, куда может отправиться компания плюшевых зверей?
Читайте также:
«Давай ты будешь…» Зачем нужны ролевые игры с детьми
«Не хочу играть с ребёнком!» Если маме не интересны куклы, машинки и салки
Нейропсихологические игры: чем они полезны для ребёнка?
Фото: Shutterstock