«Шмяк. Волшебная лавка Есении». Мультсериал«Шмяк. Волшебная лавка Есении». Мультсериал
0+
5:05
«Шмяк. Волшебная лавка Есении». Мультсериал
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
6:00
«Смешарики». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
7:00
«Клуб вопросики»

Давай почитаем! Как выбирать детские книги по возрасту?



Книг сейчас издается очень много, — глаза разбегаются. Как выбрать книжку, чтобы она действительно заинтересовала ребенка и подошла ему по возрасту? На наши вопросы отвечает Наталья Козловская, заведующая сектором Центра библиографии детской литературы Российской государственной детской библиотеки.

Фото: gpointstudio/Freepik
Фото: gpointstudio/Freepik

Наталья Козловская, заведующая сектором Центра библиографии детской литературы Российской государственной детской библиотеки
Наталья Козловская, заведующая сектором Центра библиографии детской литературы Российской государственной детской библиотеки

Как родителям не запутаться в детских книгах? Подачи, подходы, стили иллюстраций и текста такие разные! Может быть, стоит смотреть на маркировку?

Чтение — процесс очень индивидуальный. Например, девочки и мальчики любят разные книжки. Конечно, и тут бывают исключения, но, как правило, мальчиков привлекают динамика, приключения, а девочкам может нравиться описательное повествование, как например в книге Тамары Михеевой «Вертушинки».

При выборе книги надо учитывать темперамент ребенка — любит ли он больше мечтать, фантазировать или не может усидеть на месте, и его любопытство заставляет торопить события и заглядывать в конец книжки? Для непоседливых детей приучение к чтению лучше начинать с книжек-картинок, с комиксов. Ребенок учится следить глазами за картинкой и сосредотачиваться, пока родители читают ему небольшой текст.

Издатель на книге ставит маркировку в соответствии с 436 Федеральным законом. Эта маркировка не отображает читательский возраст, т. е. возраст ребенка, которому адресована эта книга. Книга Марии Ботевой «Сказки о принцессе и драконе» имеет издательскую маркировку 0+, но мы рекомендуем эту книгу детям от 5 до 9 лет, она подойдет и мальчикам, и непоседливым девочкам, они с удовольствием будут слушать истории о девочке и ее странном друге. «Йети, дети, Дед Мороз. Новогодняя перепутаница» Валентины Дегтевой (тоже 0+) — понравится ребятам 5−7 лет.

На какие особенности содержания, оформления стоит обратить внимание, выбирая книжки для младших и старших детсадовцев, ребят постарше, которые уже пошли в школу?

Для малыша (2−4 лет) лучше выбирать книги о том, что он знает. Тут подходят книжки про игрушки, и все малыши любят ритмическое чтение — стихи, — даже если им что-то непонятно (в силу малого «житейского опыта»), ритм будет держать внимание.

В этом возрасте информация активно впитывается малышом, поэтому и «назидательность» воспринимается нормально, через истории, происходящие с героями, малыш усваивает нормы поведения. И, конечно, нужно обращать внимание на оформление, на иллюстрации — ведь в этом возрасте закладывается художественный вкус, и важно дать ребенку лучшие образцы книжной иллюстрации

В книжках для детей 5−6 лет особенно важен сюжет, история, конечно — герой, чтобы было за кого переживать.

Младший школьник — особенный читатель. У него уже есть некоторый жизненный опыт, есть победы и разочарования. Он уже — не малыш, от него ждут поступков, решений и «свершений». Ему интересны сверстники — книжные герои наряду с чудесами и волшебством. Такая зыбкая грань сказочности и реальности, например, как в классической истории «Приключения желтого чемоданчика» Софьи Прокофьевой.

Фото: jonphoto/Shutterstock
Фото: jonphoto/Shutterstock

Какие вопросы стоит задать себе, прежде чем купить книгу или взять в библиотеке?

Чего вы ждете от книги? — Это хороший вопрос. Книга ведь не таблетка аспирина и не имеет такого быстрого или мгновенного действия. Книга — важный элемент воспитания, обучения и коммуникации. Вовремя подсунутая родителями «правильная» книжка способна даже сыграть роль в профориентировании.

В последние годы появились новые форматы: виммельбухи, тихие книжки, комиксы — может показаться, что это всё для малышей, ведь там сплошные «веселые картинки» — как разобраться?

Картина Питера Брейгеля-старшего «Битва Масленицы и Поста» (1559 г) — тоже виммельбух: она буквально «забита» персонажами и несет в себе зашифрованный код, который должен считать зритель. Так же и в книгах формата виммельбух, адресованных детям: рисунки плотно забиты на первый взгляд случайными деталями, но автор всегда ставит задачу — например, в книгах Кристины Хенкель «Большая книга времен года», «Времена года», «Животные и их детёныши» на каждом развороте — сюжетная картинка, на которой нужно найти растения и животных. Это своеобразная энциклопедия для детей 4−8 лет.

Книга Александры Гарибаль «Всё-всё-всё, что есть у меня в доме» посвящена предметам быта: каждый разворот представляет какую-то часть дома, наполненную разнообразными вещами. Есть в книге и вещи, обитающие в гараже: автомобиль, разные велосипеды, беговелы, скутеры, самокаты и ролики. Но самый захватывающий разворот — вещи, «живущие» на чердаке. Тут столько разнообразных игрушек, предметов прошлых лет, о которых современные дети и не слышали: печатная машинка, граммофон, телефон с диском… В заключение авторы предлагают ребятам представить, как выглядят вещи, которых в реальности не существует: улучшатель настроения, игрушкоубиралки, ботинкошнурователь. Книга рассчитана на детей 4−7 лет, она развивает наблюдательность, внимательность, а также — фантазию и воображение.

Книга Марины Яуре «Жизнь русского города: от древнего поселения до современного мегаполиса» знакомит детей с повседневной жизнью прошлых веков. В конце книги предложены вопросы и задания, подталкивающие ребёнка к активной исследовательской деятельности, пробуждающие интерес и любовь к родному городу. Эта книга подойдет школьникам 7−11 лет.

Не стоит рассматривать комиксы только как легкое, развлекательное «чтиво». Современные комиксы популяризируют науку — философию, математику, физику, химию и представляют собой конспекты, которыми могут пользоваться и студенты, и преподаватели. Есть и «графические романы» — в этом жанре, например, решены «Моби Дик», «Мастер и Маргарита», «451 градус по Фаренгейту».

Для не читающего ребенка, который плохо владеет техникой чтения, приучение к книге как раз лучше начинать с увлекательного комикса. И не надо бояться, что ребенок так и застрянет в этом жанре, позвольте ему полюбить книгу, а не гаджет, и дальше он будет двигаться самостоятельно, с вашей поддержкой и одобрением.

Silent book или «тихая книга» — новый жанр в книгоиздании. Повествование ведется не словами, а художественными образами, как видеоряд какой-то истории. Рассказ, построенный на визуальных образах, превращает читателя в активного участника творческого процесса.

И хочется напомнить родителям слова шведского детского писателя Макса Лундгрена о трех важнейших функциях книжки-картинки:

  1. встреча ребенка с картинкой — искусством
  2. встреча ребенка с литературой
  3. встреча ребенка с родителями.

Третья функция — самая важная.

Фото: Lukassek/Shutterstock
Фото: Lukassek/Shutterstock

Что посоветовать родителям, которые хотят быть в курсе книжных детских новинок, узнавать об интересных авторах, хотели бы более осознанно знакомить ребенка с книгой?

Есть интернет-издания, которые будут полезны родителям: Библиогид, «Хочу читать», «Папмамбук» — там можно почитать о книжных новинках, об иллюстрациях, тенденциях книгоиздания для детей.

Читайте также:

ТЕСТ: Угадайте, из какой детской книжки цитата

15 приёмов, которые помогут увлечь ребёнка чтением

Книга с секретом: что такое виммельбух и как читать его с ребёнком?

Фото: пресс-служба РГДБ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти