«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
13:15
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Отель у овечек». Мультсериал«Отель у овечек». Мультсериал
0+
15:35
«Отель у овечек». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»

6 советов по детской профориентации от Алены Владимирской



Все на свете мамы и папы хотят, чтобы их дети были счастливыми, успешными и востребованными. Но не все знают, что именно для этого нужно сделать. Главный карьерный консультант страны и основательница проекта «Антирабство» Алена Владимирская рассказала «О!» чему мы, родители, должны научить наших детей прямо сейчас, чтобы они чувствовали себя комфортно в будущем.

Карьерный консультант, основательница проекта «Антирабство» Алена Владимирская
Карьерный консультант, основательница проекта «Антирабство» Алена Владимирская

Профориентация начинается в 3 года

Вся детская профориентация делится на три больших этапа.

  • Первый этап длится примерно с 3 до 10 лет. В это время мы должны показать ребенку многообразие возможностей, познакомить его с как можно большим количеством интересных вещей.
  • Второй этап — с 10 до 14 лет. Это тот самый сложный момент, когда подростки начинают отвергать родителей и нуждаются в сильном взрослом наставнике. В идеале дети к этому времени уже успели много всего попробовать, увидеть, у них есть свои интересы, увлечения. Знакомая история: в школе был очень крутой учитель биологии, в итоге полкласса пошло на биологию. Наставником может стать кто-то из друзей родителей, любимый педагог, руководитель кружка, в общем, любой значимый взрослый.
  • Третий этап — с 14 до 18 лет, когда подросток определился со своими намерениями и твердо уверен в том, чего он хочет. И вот тут уже надо натаскивать. С помощью репетиторов, кружков, как угодно, но сделать так, чтобы он поступил в лучший ВУЗ по своей специальности.

Учите ребенка учиться

Что бы нам не говорили футурологи, а конкретно предсказать каким будет общество будущего мы не можем. Но мы можем попробовать угадать тренды. И сейчас главный тренд состоит в том, что ребенка нужно научить учиться — это самое важное.

Что учит учиться? Иностранный язык, не важно, какой, потому что сначала ты зубришь-зубришь-зубришь, а потом начинаешь понимать логику. Программирование, но это для тех, кто постарше. Малышам в качестве альтернативы отлично подойдет легоконструирование, робототехника в простейшем виде, то есть те занятия, на которых ты заранее пытаешься продумать структуру своих действий. Главный посыл: «Я не просто так чего-то делаю, а у меня есть цель!»

Нам обязательно надо научить ребенка сомневаться, правильно работать с источниками, экспериментировать, уметь вычленять суть, находить собственные новые решения. Если раньше мы жили в мире, в котором «сначала я учусь, потом я работаю», то теперь это история под названием: «Я всегда учусь, иначе я не конкурентноспособен».

Дайте ребенку возможность пробовать все, что ему интересно

Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка — это вместе с ним рассматривать этот мир. Если есть возможность — путешествуйте! Если нет, сейчас в любом городе очень много кружков, разных интересных занятий. Нам вот это важно — показать ему всё. Не: «Я записал тебя в музыкальную школу, чтобы ты 7 лет туда ходил и ненавидел это место», а показываем ему: «Вот биология, смотри, вот математика, вот лего!»

Выбирать можно только тогда, когда ты уже все увидел. И очень важно не ругать ребёнка, если он бросает. Это очень деликатный момент, надо разобраться в причинах: если он бросает, потому что ему лень, не хочется учить, рано вставать, то это — одна история, лень мы не поощряем. А если это на самом деле, не интересно, ну что ж, ок, бросим. Примерно до 10 лет нам самое важное — насмотреться, впитать в себя информацию, и тогда потом вы увидите, как ваш ребёнок делает осознанный выбор совершенно самостоятельно.

Компьютерные игры — друзья, а не враги

Не ругайте ребёнка за то, что он играет в компьютерные игры. Лучше аккуратно подсовывайте ему тщательно отобранные вами — качественные, развивающие, а не войнушки-стрелялки. Они сейчас крутые и интересные, правда. И поймите, что это же история не просто про то, что «я играю», это ещё и социальная среда. Такая вот реальность.

Выбирайте хорошую школу

Если ваш ребёнок и ваша семья в будущем планирует жить и работать в России, нет никакого смысла получать полноценное заграничное образование. Я сторонник того, чтобы вместо этого в рамках лучших университетов (Высшей школы экономики, МГУ, Бауманки и т. п.) уехать на полгода-год поучиться по программе обмена. Вот это — очень крутая история! Это не только повышает стоимость человека как специалиста, это реально меняет взгляд на мир.

Но все равно, выбирать школу нужно очень тщательно, смотреть рейтинги, опрашивать друзей и знакомых, искать лучшую. При этом, важно понимать, что такое лучшая школа. Это школа, которая не подавляет ребёнка, которая учит его не зубрить, не тупо запоминать параграф, а учит его учиться, ставить цели и находить эффективные пути для их достижения, пользоваться источниками, уметь проверять их на достоверность. А вторая важная задача школы — научить ребенка взаимодействию в коллективе. Поэтому я, кстати, не сторонник домашнего образования, если, конечно, у вас не какой-то особенный ребёнок. Дети должны учиться жить в социуме, договариваться, уметь проигрывать и выигрывать, иначе потом им, увы, будет крайне сложно жить.

Оставьте ребенка в покое

И самое главное: покажите ребенку все, и оставьте его в покое. Когда мама говорит: «Моему ребенку ничего не интересно», скорее всего, это несчастный ребёнок, задавленный самой мамой и средой. Прекратите требовать от ребёнка, чтобы он в возрасте 10 лет определился, кем он хочет стать. Многие из нас и в 40 не знают, чего они хотят и всю жизнь чувствуют себя несчастными. Чего вы хотите от ребёнка?

Лет в 14−15 найдите ему хорошего карьерного консультанта, которому он просто расскажет о том, что ему интересно. А специалист уже раскрутит все по цепочке. Конечно, мы, родители, хотим детям лучшего, но при этом нельзя забывать, что мы — люди из прошлого. Мы ему скажем: «Иди в маркетинг, иди в экономисты или в юристы», а мир изменился, эти профессии уже не нужны. Да и в этом возрасте не профессию надо выбирать, а, скорее, отрасль, а в ней уже развиваться и расти.

Читайте также:

12 метких цитат о родительстве психолога Людмилы Петрановской

Личный опыт: мой ребенок учится в Австрии

Записала Маша Пчёлкина

Фото: Tomsickova Tatyana/Ulza/Africa Studio/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Маша Пчёлкина
Мама двоих детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти