Кто это с криком убегает по коридору в пижаме и одном носке? Это ребёнок, который не хочет одеваться на улицу. Как сделать сборы менее мучительными для всех, рассказывает детский психолог и мама Елена Головастикова.
Для некоторых родителей задача сборов ребёнка на улицу становится настолько изматывающей, что сама мысль о том, что сейчас придётся переодеваться, вызывает у них мелкую дрожь.
Дети тут же находят 100500 дел, убегают, начинают играть в прятки, растекаются по полу и предпринимают все мыслимые и немыслимые способы, лишь бы не натягивать носки.
Почему же это может быть настолько сложно?
Потому что сборы на улицу — это «переходный этап». То есть этап, который находится между одним процессом (например, игрой или домашними занятиями) и другим процессом (прогулкой).
А для ребёнка любое завершение одного масштабного процесса и смена его на другой масштабный процесс — это действительно сложное действие.
Ведь нужно завершить игру и полностью сменить деятельность на скучное и бесполезное занятие с точки зрения возрастных потребностей ребёнка — переодевание.
А хочется-то мигом перескочить на улицу и сразу же заняться там своими любимыми делами и познавать мир дальше!
И именно здесь кроется ответ!
Переодевание необходимо сделать не «переходным этапом», а увлекательным занятием, которое ребёнку будет интересно!
Что поможет быстрее собраться: 5 идей
1. Игрушки
Берёте любую игрушку (ту, которую можно взять с собой) и начинаете за неё общаться с ребёнком: «Ой, какой красивый носочек! А что с ним надо делать? На ножку надевать? А можешь показать?»
Вариантов с игрушками можно придумать огромное множество! Но здесь важно, что призыв к одеванию исходит не от взрослого, а значит и сопротивляться незачем
2. Продолжение игры
Это лучше всего сработает с детьми старше 3 лет. Вы подключаетесь к его игре, которой он сейчас занят и начинаете вместе её продолжать, переводя на переодевание.
Допустим, играли в машинки и вот машинки решили выехать на улицу и исследовать, что там происходит. Вместе с машинками и одеваться веселее
3. Оживление
Одежда «оживает» и начинает проситься на свои места, периодически путаясь, что куда. Например, майка начинает пытаться налезть на ногу, а носок — на голову. Веселье разрядит обстановку, а ребёнок почувствует себя более взрослым, когда всем элементам одежды найдёт своё место.
4. Забалтывание
Я частенько использую этот способ. Пока я болтаю и рассказываю разные истории, подсовываю дочке следующий носок.
5. Список
Может хорошо сработать с детьми постарше с определённым типом темперамента.
Деление большой задачи на мелкие подзадачки и проставление галочек помогают мозгу всё время быть сфокусированным на достижении результата и получать позитивное подкрепление от реализации этих мелких действий.
- Надеты носки +
- Натянуты штаны +
- Майка на месте +
Если этот список будет в коридоре, то беготня туда-сюда ещё и поможет взбодриться.
Есть и готовые плакаты с подсказкой, что надевать: их можно либо заламинировать, либо в определенных местах наклеить скотч для многоразового проставления галочек.
И ещё парочка лайфхаков — например, сместить фокус на взрослое действие: «Ты сейчас оденешься и закроешь дверь ключом!» или постановка конкретной цели: «Когда выйдем, пойдём в песочницу и построим гаражик для твоей машинки» или фантазирование: «А как бы одевался человек-паук?»
А если ничего не работает или вы банально опаздываете, то останется только входить в процесс, преодолевая нытьё и сопротивление, и одевать ребёнка самостоятельно.
Применяйте то, что вам подходит.
Читайте также:
«Я учусь быть взрослым». Кризис трех лет глазами ребенка
«Я же просто забочусь о ребёнке!». Откуда берётся гиперопека и чем она опасна
«Какая польза в этой игре?!» Чему ребенок на самом деле учится, когда играет