11 октября во всём мире празднуется международный День девочек. В этот день принято говорить о проблемах, связанных с отношением к слабому полу окружающих, которые девушки в разных странах испытывают каждый день. Огромную роль в формировании личности девочки играет самый первый мужчина в её жизни — её папа. О том, как вести себя, чтобы дочь выросла счастливым человеком, «О!» узнал у психолога Александра Колмановского.
Мама и папа имеют совершенно одинаковое — очень большое — значение в жизни ребёнка, но особенно важен для каждого человека так называемый диагональный родитель — родитель противоположного пола. Для успешного развития ребёнка у него должно быть сформировано адекватное отношение к себе и миру, развита самокритичность, он должен уметь прислушиваться к себе: почему я сейчас смеюсь — потому что мне смешно или потому что компания захохотала? А для развития этих навыков самое главное — это безусловное принятие, реагирование на ребёнка прежде всего с сочувствием, а не назидательно. Вот это самое безусловное принятие ребёнку нужно от обоих родителей, но принципиально важно мальчику получить от мамы, а девочке — от отца.
Сложно спорить с тем, что когда малыш только появляется на свет, первое время в его жизни гораздо большее значение имеет мама. Но это происходит просто потому, что она физически проводит с ним больше времени, а вовсе не из-за каких-то физиологических природных механизмов. Вот почему, к сожалению, чаще всего, у всех на свете детей — и у девочек, и у мальчиков — ближе отношения с мамой, чем с папой.
Если папа хочет, чтобы у него с ребёнком были хорошие крепкие отношения — и в смысле большего чувства защищенности у ребёнка, и в смысле большего количества возможностей влиять на воспитание у папы, ему действительно надо чаще проводить с ним время, а ещё немножко менять качество этого времяпрепровождения.
Здесь срабатывает очень интересный и неожиданный механизм нашей психики: люди любят тех, в кого они вкладываются. Вообще-то, если совсем честно, люди любят не ближнего, а себя в отношениях с ближним, или не любят себя в отношениях с ближним. Поэтому так велика разница между стартовыми родительскими чувствами мамы и папы. Мама, только родив ребенка, уже очень много для него сделала, поэтому она его обожает, ребёнок олицетворяет собой ее человеческую и женскую состоятельность. А папа ещё ничего для него не сделал, кроме участия во всем известном физиологическом процессе. Поэтому если он говорит: «Ребята, вот вам деньги на врача, вот на няню, вот на отпуск, я могу одну ночь поспать спокойно?!» — он может быть сто раз прав в этих соображениях, но у него не будут складываться взаимоотношения с ребёнком, его к нему не будет тянуть. Папа должен не просто проводить время с малышом, а сам вставать к нему ночью, сам ходить на молочную кухню, сам должен привозить этого врача, и тогда он будет себя чувствовать в отношениях с ребёнком состоятельным, причастным.
Начать выстраивать отношения с ребёнком можно и в 8 месяцев, и в 8, и в 28 лет — это никогда не поздно сделать. Нужно просто сосредоточиться внутренним взглядом на человеке, на самых мелких окружающих его бытовых обстоятельствах, из которых состоит весь массив жизни. Если мы говорим о папе и дочке, то представить себе, что ей действительно интересно, что ей скучно, что может доставить удовольствие, с кем она поссорилась и почему, хочет ли мириться или она обижена? И во все это нужно вникать чисто приятельски, спрашивать, интересоваться, играть. Понятно, что папе, наверное, не очень интересны ролевые игры с куколками и пони, но за этими играми на самом деле стоят человеческие отношения, отношения мужчины и женщины, мужа и жены. В это девочка охотно будет играть! И поверьте, что подобная ролевая игра не провоцирует никакой неправильности. Конечно, гораздо привычнее наблюдать её между сверстниками, но и игры между взрослым и ребёнком на эту тему вполне себе правильные и естественные.
Что может каждый папа сделать для того, чтобы его дочь выросла счастливым человеком? Это важнейший вопрос в отношениях папы и дочки! Тут естественно начать от противного и назвать то, чего в них не должно быть ни в коем случае: непринятия со стороны первого главного мужчины, то есть папы. Ситуации, когда девочка приучается к тому, что в глазах отца она условно принята, то есть принята, пока она удовлетворяет каким-то условиям — получила хорошие отметки, вымыла руки, застелила постель. И даже если альтернативы никогда не бывает, и он её никогда не ругает, но хвалит именно и только за это, у девочки развивается глубинная неуверенность в себе — страх, что если она не получит пятерку, не застелет постель, не вымоет руки — она станет плохой. Такие девочки в будущем не верят своим мужчинам и боятся их, поэтому папе особенно важно постоянно наполнять девочку максимально безусловным принятием. Разумеется, это вовсе не означает одобрять всё, что она делает. Это означает реагировать на любые её проявления так же, как он хотел бы, чтобы окружающие реагировали на него самого, то есть с сочувствием, с пониманием.
Особенно важно, чтобы папа постоянно подчеркивал внешнюю привлекательность девочки, говорил: как ты мне нравишься, какая ты хорошенькая, как тебе идет это платье, как мне с тобой интересно — вот это всё бесконечно должно звучать рядом с любой девочкой. Тогда она будет себя чувствовать более самодостаточной — и в будущем, скорее всего, выберет себе подходящего партнёра.
Если папы в семье нет, не стоит перекладывать его роль на какого-либо другого мужчину — дедушку или дядю, уж тем более не стоит мамам брать её на себя. Просто потому что папа в принципе есть, и ребёнок это знает. Мы сейчас даже не о девочках уже говорим, этот сюжет важен для ребёнка любого пола. Папа есть, и если он отсутствует в детской жизни, ребёнок это, увы, принимает на свой счет. На содержательном уровне у него в голове складывается такая картинка: ну ладно, папа с мамой развёлся, но если бы я был более значимым и привлекательным для него, то со мной бы он не расстался, мной бы он занимался, значит я — это что-то не то. Вот так глубиннейшим образом подрывается вера ребёнка в себя, особенно девочки, если мы говорим о папе.
Что делать маме в такой ситуации? Изо всех сил возвращать папу, но не в семью, не в брак, а в жизнь этого ребёнка. Основной причиной «исчезновения» папы обычно является чувство вины. И если женщина в этой ситуации ему говорит: «Да, мы развелись, но в чём ребенок-то виноват, почему ты не хочешь с ним общаться?», она подтверждает его худшие страхи и усугубляет положение. Поэтому дорожку к ребёнку папе надо вымазывать мёдом. Как бы он себя ни вёл — необязательно, некорректно, вызывающе безответственно — всё равно.
Вот простой пример: пообещал приехать на день рождения раз в году и… не приехал. Причем не только не приехал, но и не позвонил! Весь вечер просидели за накрытым столом, ждали. Ребёнок рыдает. На следующий день надо позвонить как ни в чем не бывало: «Не получилось у тебя? Ничего страшного, когда получится — приезжай, мы тебе всегда рады». Именно к таким крайним ситуациям женщина должна быть готова, потому что как вести себя с белыми и пушистыми, все знают. Да, это тяжело, но эта тяжесть — расплата за нашу стартовую близорукость в ЗАГСе.
Кроме того, надо всячески реабилитировать образ папы в сознании ребёнка. Не стоит говорить: «Знаешь, папа тебя любит, он хороший, но он так занят на работе…» — это неправда! А неправда должна быть полностью исключена из диалога с детьми, им надо говорить всё как есть. Как обычными словами объяснить, почему папа действительно не приезжает, не звонит, не интересуется? Сказать, что папа — безответственный? Это тоже неправда, это — оценочный выход наших эмоций. Описание звучит так: у папы не хватило сил на ответственность, у него истощён ресурс. Это никакой не папа, а очень сильно недолюбленный, непринятый в детстве ребёнок, у которого с тех пор изменился только паспортный возраст. Ему очень страшно что бы то ни было брать на себя. Вот это — настоящая правда. Прежде чем озвучивать её ребенку, маме нужно самой этой правдой внутренне пропитаться, привыкнуть к ней. И тогда правильные слова найдутся сами собой. Сглаженные, безобидные, но честные и содержательные. Но ни в коем случае не надо говорить ребёнку то, чего не думаешь и не чувствуешь, ни по какому поводу, особенно, по такому значимому.
Читайте также:
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
Фото: Evgeny Atamanenko, Santiago Cornejo, 4 PM production/Shutterstock.com