Стресс уже давно стал привычным спутником для многих взрослых, но, к несчастью, его аудитория в последнее время сильно помолодела. Что делать, если у вашего ребёнка стресс, и как с ним может помочь справиться творчество «О!» рассказала арт-терапевт Юлия Горбулина.
Недавно мой почти семилетний сын пожаловался мне, что у него стресс. И откуда только ребёнок узнал это слово, которое взрослыми в нашей семье произносится крайне редко? Попросив сына рассказать, что он понимает под этим словом, я узнала, что для него стресс — это когда тебе плохо, что-то не получается сделать, нужно что-то предпринять для того, чтобы перестать волноваться. То есть ребёнка что-то сильно тревожит и он волнуется. Выяснив, как мы можем решить эту проблему по мнению ребёнка, я отправила сына рисовать. А сама задумалась над тем, что такое детский стресс? И как помочь ребёнку с ним справиться?
Причины возникновения стресса
Стресс — это защитная реакция организма. Обычная причина его возникновения у ребёнка — смена привычного образа жизни, какие-то значительные перемены. В этом случае основная задача родителей — помочь малышу приспособиться к изменившимся обстоятельствам, так как в большинстве случаев изменить саму ситуацию ребёнок не в силах. Классический пример — поступление в первый класс. И хотя нам кажется, что к семи годам дети уже достаточно сформировались и готовы к чему-то новому, это не так.
Даже если вам не кажется, что ваш ребёнок испытывает что-то подобное, не теряйте бдительность. Особое внимание следует обратить на изменение в поведении малыша. Например, тихоня начинает вести себя агрессивно, а «болтушка» становится замкнутой. Таких выраженных поведенческих контрастов может и не быть, однако чаще всего родители сами чувствуют, что с ребёнком происходит что-то не то.
Пускать все на самотёк, надеясь, что малыш сам разберётся, глупо и недальновидно. Даже если ребёнок справится в этот раз, вполне может быть, что стресс, возникший, например, на фоне проблем в семье, приведёт к конфликтам в отношении со сверстниками в школе. Не следует решать все проблемы ребёнка за него, однако быть рядом, помогать, подсказывать, направлять — это прямая родительская обязанность.
Стресс, связанный со школой
Один из самых стрессовых периодов в жизни ребёнка — первый год в школе и несколько подготовительных месяцев до неё. Родители первоклашек, попробуйте провести эксперимент: посчитайте, сколько «надо» и «должен» слышит ваш ребёнок ежедневно? При этом абсолютно искренне не понимая, кому это надо и почему он должен. Ему ли надо учиться лучше всех? Должен ли он дописать строчку закорючек так, чтобы победить в каллиграфическом конкурсе?
Уже к 1 сентября дети так напуганы предстоящей учёбой, что любой вопрос на тему: «Ты рад, что пойдешь в школу?» — часто вызывает панический страх. Традиционные линейки никак не понижают градус страстей. Вместе со сменой привычного уклада ребёнок получает томительное ожидание неизвестности и испереживавшихся за него родителей.
Как помочь ребёнку пережить стресс?
Из арт-терапевтических техник чаще всего в случаях стрессовых ситуаций я использую краски, глину и пластилин.
В случае возникновения стресса из-за страха, например, перед учителем, оценками и прочим, мне нравится метод «Рисунок в рамке». С помощью красок ребёнок выносит на лист бумаги образы, связанные с его страхами и переживаниями. Это могут быть фигуры, изображения, просто мазки тех цветов, которые ребёнок связывает со своим страхом. Затем по контуру этого изображения рисуется рамка, которая не дает страхам воздействовать на малыша и его поведение в жизни. Этот метод подходит для работы как с детьми, так и со взрослыми.
Если ребёнок не может или не хочет говорить, чем конкретно вызваны его переживания, я предлагаю просто поработать с глиной. Этот материал сам по себе способен убрать лишние волнения. Иногда они формируются в конечный образ, который потом можно обсудить. Во время работы приходит понимание не только того, над чем мы работаем, но и понимание, что делать с этой ситуацией, чтобы благополучно её разрешить.
Если же у ребёнка что-то не получается, и из-за этого возникают стрессовые ситуации, мы берёмся за пластилин и начинаем лепить что-то простое, постепенно усложняя задачу. Так малыш начинает осознавать, что для того, чтобы что-то получилось, необходимо проделать это несколько раз, начав с простых вещей. Обычно в процессе работы дети сами понимают, что они делали неправильно и что можно исправить, не только на примере пластилина, но и в той ситуации, из-за которой родители обратились к психологу.
В конечном итоге следует помнить, что детский стресс — это явление достаточно естественное и распространённое, возникающее как защитная реакция на значимые изменения. А вот пережить его благополучно, без затяжных переживаний и глубоких душевных ран помогут любовь, понимание и участие всей семьи.
Читайте также:
Почему играть в куклы полезно: 3 истории из практики арт-терапевта
Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими
4 типа трудностей, с которыми может столкнуться каждый первоклассник
Фото: Shutterstock.com, личный архив автора