Дети приносят из детского сада и школы новые знания. И новые словечки, от которых очень трудно избавиться. Родителям тут, конечно, очень важно делиться опытом друг с другом. Мы подсмотрели, что пишет по поводу слов-паразитов известная писательница в книге «Русский язык с Машей Трауб». Публикуем отрывок с разрешения издательства «АСТ».
Слова-паразиты. Сюда относятся «вроде», «эта», «как бы», «типа».
В младшей школе дети начинают их использовать с восторгом и энтузиазмом.
Я помню, что в детстве часто «нукала». Ответ на любой вопрос начинала с ну. «Ну…» Моя бабушка тут же отвечала: «Баранки гну». Правда, я искренне считала, что бабушка так меня веселит, раз говорит про какого-то барана, которого зовут Кигну. Как антилопу гну. Хотя я считала, что это не род животных такой, а бедную антилопу кто-то зачем-то гнет.
От «короче» у меня начинает дергаться глаз. Есть выражение: короче говоря. В других вариантах не существует.
Про «типа» я долго думала, как объяснить.
Решила убить детей примерами, в которых «типа» употребляется в разных значениях.
- Например, существует такая болезнь — диабет. Он бывает первого, второго и третьего типа.
- Или мы встретили на прогулке странного мужчину — зимой он бегал по парку в шортах и майке. Вот про него можно смело говорить: «Мы встретили странного типа». Тип в данном случае — существительное, синоним слова мужчина.
- Откуда-то из глубин подсознания у меня выплыло определение «роман сервантесовского типа». Сработало и на сыне, и на дочке. Как только я начинала рассказывать про Дон Кихота и Рыцаря прекрасного образа, дети начинали проклинать ту минуту, когда произнесли «типа».
Про «как бы» я сочинила стишок.
Сработало.
Дети смеялись и сразу поняли, что «как бы» используется в совершенно конкретных целях.
В один из как бы странных дней
В саду на рассвете запел соловей.
Или как бы воробей,
или как бы Бармалей.
Как бы все умеют петь,
отчего не Бармалей?
Разве он не Соловей?
Или мама не как бы певица?
Раз душа ее утром томится!
От того, что семья не желает умыться!
Вы можете придумать свой стишок или продолжить мой. Например, начиная со слов: «Разве папа не как бы певец?»
Про «блины», которые дети используют в речи, я даже говорить не хочу. Обычно прошу ребенка: «Скажи то же самое, без блинов».
«Капец» прошу просклонять.
Дети так хохочут, что выучивают заодно и падежи. Это правда смешно.
Именительный падеж — капец.
Родительный — нет чего? Капца.
Дательный — дать кому? Капцу.
Винительный — виню кого? Капца.
Творительный — кем создан? Капцом.
Предложный — думаю о ком? О капце.
Совершенно непедагогично, но очень действенно.
Есть еще один способ, которым я не пользовалась, но, говорят, он тоже работает. Если ребенок употребил слово-паразит, он должен его за это промяукать, прокукарекать, прогавкать, проквакать — кому что больше по душе.
Попробуйте. Расскажете, действует или нет.
Некоторые общеупотребимые выражения я тоже отношу к «паразитам». «Вернулась со школы», «Сижу на второй парте».
Тут уже зависит от вас. Я, например, очень нервно отношусь к предлогам.
И сыну, и дочке объясняла, что если бы они сидели на крыше школы, а потом с нее слезли, то да, можно сказать «слезли со школы и вернулись домой».
То же самое относится к парте. Если сесть попой на парту, то — предлог «на». А если как положено, то — «за».
Интересно почитать: «Русский язык с Машей Трауб»
Веселое пособие для родителей школьников поможет вспомнить, что такое омонимы, как правильно ставить ударения в некоторых словах, чем твердые звуки отличаются от мягких и что это еще за чередование гласных в корне. А еще здесь много стихов, подсказок, игр, благодаря которым некоторые запутаные правила волшебным образом становятся понятными.
Читайте также: