Разбросанные игрушки, беспорядок на письменном столе — одних родителей такое зрелище расстраивает, других злит, так как отнестись к такой ситуации спокойно очень непросто. Почему ребенок так неаккуратно обращается со своими вещами? И что с этим можно сделать? Спросим у детского психолога Светланы Пятницкой.
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Почему это происходит?
Все дети разные. Ваш малыш любит строить из конструктора, собирать мозаику, рисовать, то есть заниматься всеми видами деятельности неторопливо, сосредоточенно, усердно, длительно? Скорее всего, по характеру он относится к системно мыслящим, вдумчивым людям. У такого ребенка комната обычно поделена на четкие зоны: тут играют в одно, а тут — в другое. За столом мы только рисуем, книжный шкаф — исключительно для книг, ковер — для игры с конструктором и возведения сооружений из кубиков.
Я знаю детей, которые любят прибираться. Они с удовольствием сортируют в один контейнер красные машинки, в другой — желтые, в третий — роботов, в четвертый — динозавров, и не остановятся до тех пор, пока не положат вещь на ее законное место. Во время уборки такие дети восстанавливают свою внутреннюю гармонию, нормализуют эмоциональный фон. Зачастую они не лягут спать, пока не расставят фигурки слонов от мала до велика в строгом порядке.
А есть дети, которые всех буквально «строят», они организуют и преобразовывают пространство вокруг себя, но уборка для них — пытка. У таких детей книжный уголок быстро превращается в гараж, а в шалаше разворачивается стройка века. Их основное правило: «Никаких правил!» Такие ребята очень любят воплощать свои задумки сходу, в миг, когда их настигло вдохновение. И для этого они берут все необходимые материалы. Бруски для создания башни? Это скучно! Неважно, что сверху будет красоваться папин ботинок, а не звезда, главное, что задуманное воплотилось в жизнь! Они готовы потратить всю свою энергию, чтобы реализовать идею.
И тут вы входите в комнату с возгласом: «Что ты наделал?» Как это влияет на ребенка? Нескольких таких случаев вполне хватит для того, чтобы маленький воображариум медленно, но верно сник и постепенно и вовсе отказался от своих затей. Когда весь его запал был потрачен на блестящую задумку и ее первоклассное воплощение, какой разговор может быть об уборке? На нее просто нет сил и, по правде говоря, желания. Пик работоспособности малыша пришелся на игру. А сейчас у него есть ресурс только на то, чтобы полежать и послушать, как вы восхищаетесь им.
Такие дети — лидеры, генераторы идей, всевозможных оригинальных решений и воплощений. Но никак не те, кто с азартом воспримет вашу просьбу об уборке, особенно если она прозвучит в приказном тоне.
Как реагировать родителям?
Если родитель или оба склонны к педантизму, любят порядок и чистоту, если им важно, чтобы квартира сверкала и сияла, им будет непросто договориться с ребенком о поддержании порядка в детской. Но выход есть!
Поощряйте стремление малыша помочь с уборкой
В три года ребенок очень хочет проявлять самостоятельность, показать, что он многое умеет не хуже взрослого. Приветствуйте его желание поучаствовать в наведении порядка. Давайте возможность проявлять свои умения. Пусть протирает пыль, сметает крошки, моет посуду, режет овощи так, как умеет. Главное — проявить уважение к этому желанию и поощрить пробудившиеся проявления самостоятельности. Ребенок не может просто встать в один день с кровати с желанием мыть за собой посуду и пылесосить ковер в своей комнате. Мы приучаем его ко всему постепенно, учитывая интересы и возможности.
Предоставьте ресурсы
Если вам важно, чтобы был хотя бы визуальный порядок, купите симпатичное мусорное ведро и поставьте его под стол ребенка. Введите правило бросать обрезки бумаги, огрызки от яблок и прочий мусор туда. Заведите непрозрачные контейнеры или ящики, в которые малыш сможет складывать конструктор, игрушки, атрибуты игр. Магазины товаров для дома вам в помощь.
Мотивируйте, играя
Придумывайте разнообразные способы мотивации на уборку. Тут стоит проявить изобретательность и смекалку. Два раза один и тот же способ вряд ли вдохновит детей.
Игра «Мусорный король». Скажите ребенку: «Кажется, король Мусор завладел нашими землями. Он поработил своим хламом и мусором каждый участок земли. Неужели мы так просто сдадимся и зарастем пылью? Ну уж нет! Мы объявляем тебе бой! Сдавайся, или проиграешь! Король Мусор, я сражусь с тобой не одна, у меня есть помощники! Орудия, к бою!» После этих слов выдайте ребенку тряпку, а остальным членам семьи — швабру, совок.
Игра «Хитрый глаз». Родитель загадочно трет место выше бровей и шепчет: «Кстати, а я тебе говорила, что у меня есть очень хитрый глаз, который не видят окружающие? Он обладает суперсилой: способен видеть вещи, которые лежат не на своих местах. Не веришь? Разве этот носок на месте? А эта книга? И вот этот мишка лежит под кроватью. Давай вернем каждую вещь на свое место! Иначе этот глаз так и будет чесаться и не даст мне играть с тобой!»
Игра «Песочные часы». Купите в аптеке песочные часы, переверните их и скажите: «Спорим, мы успеем убрать игрушки до тех пор, пока не пересыпятся песчинки? Время пошло!»
Игра «Кто быстрее?». Дети 6−7 лет любят соревнования. Это нам на руку, применяем на практике: «Кто быстрее уберет мусор: ты или я? Ты — в комнате, я — на кухне, папа — в коридоре. Три, два, один, начали!»
Хвалите
Поощрение — важное условие продуктивного труда. Ведь на любимой работе вы получаете не только удовольствие, но и зарплату, верно? Нет, я не предлагаю вам платить ребенку за его труд. Такой прием чреват тем, что ребенок, получая за каждый вынос мусорного пакета 10 рублей, однажды, когда пакетов окажется сразу два, потребует уже 20 рублей. И впоследствии палец о палец не ударит без материального вознаграждения. Важно донести до малыша, что мы все живем в этом доме, значит, дружно принимаем участие в поддержании чистоты. А тот, кто особенно старается, достоин похвалы и поощрения.
Можно применять творческие навыки. Например, изобразить алгоритм уборки при помощи нескольких картинок, которые вы демонстрируете ребенку в определенной последовательности. Первая картинка — стол, то есть начать надо с того, чтобы смести крошки со стола с помощью тряпки или щетки. Затем вторая — пол и веник, то есть теперь нужно подмести пол.
Среди картинок вставьте ту, где изображено мороженое/кинолента/игра в мяч, то есть награда за труды. Предложите: «А сегодня ты устанавливаешь очередность действий». Например, ребенок располагает картинки так: уборка игрушек — книга, то есть совместное чтение, мытье полов — чай. Храните такие картинки в отдельном сундучке. Пусть предстоящий труд для ребенка будет сопряжен с неким сюрпризом. Убираться надо, это бесспорно, но полезно внести в рутинный процесс элемент новизны и чего-то душевного.
Разделите ответственность и проявите терпение
Чем старше ребенок, тем больше ответственности мы возлагаем за уборку в его пространстве на него. Поговорите о том, кто какой смысл вкладывает в понятия «порядок» и «беспорядок». То, что для вас жутко, для него — гармония или, наоборот, толчок к новому видению возникших идей. Отнеситесь с уважением к тому, что у вашего ребенка может быть другое представление о чистоте и порядке.
Подумайте сообща, как он может поддерживать чистоту. Если ему комфортно пребывать в творческом беспорядке, подарите ему возможность жить в этом процессе. Но помните: то, что для человека спонтанного хорошо, для человека системного — зло. Аккуратному малышу, который привык складывать свою одежду на стул в определенном порядке, будет непросто смириться с тем, что мама «вся такая внезапная, противоречивая вся», и каждое утро начинается с переворачивания дома с ног на голову в поиске нужных вещей.
Вы часто предлагаете навести порядок в вашем личном пространстве другим людям? Вам важно, чтобы ваши книги стояли именно так — по цветам корешков/по размеру/по алфавиту/в понятной только вам логике? Если ребенок уверяет, что его все устраивает, задумайтесь, почему это выводит из равновесия вас. И если все дело исключительно в вашем восприятии, медленно делайте вдох через нос на счет 7, выдох через рот — на счет 11 (3−5 раз), закройте дверь в его комнату, уважая право жить так, как ему хорошо. Если у ребенка нет своей комнаты, выделите ему уголок, где личное пространство будет соответствовать его представлениям о балансе и гармонии.
Не наводите порядок сами: есть вероятность, что ребенок не сможет найти именно то, что ему срочно понадобилось прямо сейчас. А это может стать поводом для конфликта.
Будьте последовательны, относитесь к проявлениям характера ребенка с уважением, и пусть разбросанные игрушки, как и ваше недовольство беспорядком, станут чем-то очень редким.
Читайте также:
Что делать, если у вас гиперактивный ребенок
Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка
Хорошие дети иногда ведут себя очень плохо, и вот почему
Фото: FamVeld/George Rudy/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com