«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
2:00
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал

Что такое дискалькулия и дисграфия и как с ними жить



Во все времена были дети, которым тяжело давалось чтение, письмо и счет. Раньше их называли необучаемыми, ленивыми, невнимательными и даже безнадежными. Сейчас у этих явлений наконец-то есть названия — дислексия, дисграфия, дискалькулия или акалькулия и другие, а вместе эти особенности развития носят название «трудности обучения» (learning disabilities или learning differences). Как помочь ребенку, которому тяжело даются чтение, письмо или счет? Об этом рассказывает Мария Парфенова, проектный менеджер Ассоциации родителей и детей с дислексией. Эта проблема знакома ей не понаслышке: в школьном возрасте у Марии диагностировали несколько форм трудностей обучения.

Мария Парфенова, проектный менеджер Ассоциации родителей и детей с дислексией
Мария Парфенова, проектный менеджер Ассоциации родителей и детей с дислексией

Трудности обучения и их диагностика

Благодаря распространенности знаний о трудностях обучения и родители, и педагоги — правда, значительно реже — сами постепенно приходят к уже широко известному в других странах важному выводу. Они начинают осознавать, что дети с такими сложностями — это обычные ребята, с соответствующим возрасту интеллектом, сохранившие мотивацию, способные и желающие учиться и достигать высоких результатов. Просто они испытывают определенные трудности, связанные с нестандартным мышлением, преодолевать которые нужно сообща.

Часто слово «дислексия» (отставание в формировании навыка чтения от возрастной нормы) используют для описания целого комплекса трудностей обучения, включая в это понятие в том числе дисграфию — сложности письменной речи, дискалькулию или акалькулию — разной степени нарушения, связанные со счетными операциями, диспраксию или апраксию — разные степени нарушение праксиса и другие. Но в отечественной науке принято рассматривать эти аспекты отдельно, несмотря на то, что данные особенности часто сопровождают друг друга. Это значит, к примеру, что ребенок с дислексией необязательно будет испытывать выраженные проблемы с письмом, а школьник с акалькулией может отлично читать вслух.

Только комплексная диагностика при участии невролога, логопеда, психолога (нейропсихолога) может определить наличие трудностей обучения, виды и степень проявления, а главное — их происхождение. Очень важно вовремя обратить внимание на признаки, которые указывают, что ваши сын или дочь в группе риска, чтобы успеть обратиться к специалистам и пройти комплексную диагностику. Ни один из этих признаков изолированно от других не может четко указывать на диагноз; их отсутствие тоже не говорит о том, что у ребенка нет дисграфии или дискалькулии. Просто воспринимайте их как возможные звоночки-симптомы, обсудить которые стоит с экспертами.

Признаки нарушений

Так как трудности обучения носят разный характер и крайне индивидуально проявляются в той или иной степени, список признаков довольно широкий. Многие из этих симптомов начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

  • Ребенок может игнорировать стоящие слева буквы, цифры и даже страницы.
  • Ему трудно повторить несколько цифр или букв в заданном порядке.
  • Он испытывает сложности с пуговицами и шнурками.
  • Ребенок видит один знак, а произносит другой. Это значит, что он не может записать на слух номер телефона, время занятий, потому что переносит на бумагу совсем не то, что ему говорят. Он делает совсем не орфографические ошибки при письме, заменяя, пропуская и добавляя буквы, переставляя слоги: «лефый», «комнатата», «крова».
  • Он плохо запоминает таблицу умножения или стихотворения.
  • Он не видит разницы между зрительными образами отдельных букв, путая, например, в и б.
  • Ему не поддаются единицы измерения: он не понимает, какие явления стоят за метром или минутой.
  • Ребенок путается в базовых последовательностях: временах года, днях недели, времени суток, месяцев.
  • Ему трудно решать математические задачи с абстрактными цифрами, без предметных условий.
  • Для него представляют сложность арифметические действия и определение того, какие числа больше или меньше других.
  • Ребенок странно держит пишущие предметы и ложку.
  • Слишком близко склоняется к книгам или тетради при чтении и письме.

Родители должны насторожиться и в том случае, если ребенок любознательный, но совсем не любит читать; не может воспринимать задание на слух, но любит и с легкостью решает логические задачи или задания на разработку памяти.

Полный список признаков трудностей обучения доступен на сайте Ассоциации.

Диагностировать проблемы вовремя важно не только ради самого ребенка. Многие мамы испытывают жгучий стыд, понимая, что их дети — «не как все» и не могут писать без ошибок и описок, а также воспринимать инструкции или решать задачи, соответствующие возрастной норме. Разговор со специалистом, который объяснит, в чем трудности ребенка и как с ними жить, поможет маме избавиться от родительских фрустраций, так болезненных для родителей и самих детей.

Помощь ребенку с трудностями обучения

Диагностика и коррекция в каждом случае будут индивидуальными. Не существует универсальных упражнений, выполнение которых в домашних условиях способно максимально скорректировать проявления дисграфии и дискалькулии. Но родители могут оказать своему ребенку неоценимую помощь. Что можно и нужно делать?

  • Давать ребенку задания, рекомендованные специалистами после диагностики. Например, можно заниматься по учебному комплексу «Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7−9 лет», разработанному психологами Татьяной Ахутиной и Натальей Пылаевой.
  • Придумывать собственные или использовать существующие мнемотехники при обучении таблице умножения. Например, рифмованные строчки: шестью восемь — сорок восемь, пятью пять — двадцать пять. А умножать на пять можно таким путем: дописать к исходному числу ноль и разделить полученное напополам.
  • Помогать ребенку визуальными образами или хитростями для понимания и запоминания. Например, рисовать предлоги: «через» — это мост через речку или «под» — это кот под столом. Или например, хитрость для запоминания глухих согласных: «Степка, хочешь щец? Фи!» В интернете доступна масса запоминалок и шпаргалок такого рода. Честно говоря, я до сих пор использую хитрости, когда вспоминаю стороны света или определяю время.
  • Устраивать графические диктанты, то есть рисовать по клеточкам под диктовку. Практика со временем позволяет ребенку различать право и лево, похожие буквы, например т и п, разделять слова на слоги, а предложения на слова.
  • Дозировать нагрузку, устраивать перерывы, проявлять терпеливость и понимать, что трудности ребенка никак не связаны с его нежеланием что-то понимать. Важно помнить, что трудности обучения не влияют на интеллектуальные возможности ребенка, детям с данной особенностью необходимо создать условия, где формируется уверенность, что их сложности не влияют на их возможности.
  • По возможности просвещать учителей и других родителей. Учителя зачастую не хотят верить западным специалистам, называют дислексию и другие трудности обучения «синдромом ленивых», «придуманным диагнозом» для оправдания избалованных школьников. Поэтому я рекомендую статьи и видеоматериалы с участием Татьяны Ахутиной или Татьяны Черниговской. В интернете легко найти записи телепрограмм, в которых Черниговская рассказывает о дислексии.

Трудности обучения и взрослая жизнь

Получая поддержку от родителей и педагогов, ребенок с дисграфией или другими формами трудностей обучения имеет возможность не только преодолеть проблемы, но и раскрыть свой потенциал, получить профессию и преуспеть в ней. Это вполне реально при помощи специалиста, который проанализирует, какие у ребенка есть способности и интересы, владеет ли он качествами, важными для профессии, в чем его основные трудности и факторы риска при овладении специальностью.

Многие успешные и даже гениальные люди испытывали большие сложности при обучении, что не мешало им достичь вершин. Среди них немало людей с дислексией, например Эйнштейн, Пикассо или миллиардер Ричард Бренсон.

Будьте внимательны к своему ребенку, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, если у него есть трудности обучения, и помогайте ему сами.

Читайте также:

Почему вашим детям (не) нужны раскраски

Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка

Что делать, если у вас гиперактивный ребенок

Фото: Tetyana Kaganska/Sergey Novikov/Africa Studio/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти