Представить себе детство без книг, кажется, просто невозможно. Ведь на их страницах юных читателей каждый день ждут захватывающие приключения, поучительные истории и любимые герои. Как научить ребенка любить этот таинственный и невероятно интересный мир? И что делать, если читать ему не нравится? На эти вопросы отвечает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.
Моя соседка по роддому с утра в палату приглашала свою маму — бабушку новорожденных близнецов с набором детских книг от Николая Носова до
Как научить любить читать?
Чтение книг детям для этой мамы и многих других родителей в последние годы стало обладать какой-то невероятной сверхценностью. В интернете много статей, в которых рассказывается «простой способ научить ребенка любить читать». Просто читайте сами. Просто имейте дома книги. Просто выберите подходящую литературу. Многие родители по собственному опыту знают, что если написано «просто», то ничего простого не получается.
Если в нашем поколении и в нескольких предыдущих книга была основным источником знаний, то сегодня книга — только один из видов получения информации, и не всегда самый доступный. Хотим мы или нет, но нам придется с этим мириться. И сегодняшним родителям приучить детей читать труднее, чем раньше, хотя средств для этого у них вроде бы больше. Конкуренцию с интерактивными программами в смартфонах и поисковыми системами в интернете книги решительно проигрывают. Чтение — это очень сложная работа для ума, даже для того, чтобы слушать длинные истории, требуется достаточно развитое внимание и воображение.
Заботливые родители предлагают детям книжки уже с первых месяцев жизни. Но на самом деле младенцам и малышам для того, чтобы подготовить мозг к восприятию книг, лучше поначалу рассказывать про происходящее в духе «что вижу, то пою». Довольно часто сегодняшние родители переживают: как же моему малышу читать книжки, если он меня даже не слушает? А когда я открываю книгу, он убегает. Это значит, что ребенок пока не готов. Разговаривайте с ним, рассказывайте короткие сказки, пойте песни, показывайте предметы в доме, картинки в книге. Это развивает речь ребенка и его внимание. Читайте только в том случае, если вас слушают. Если не слушают, а играют, лепят, рисуют, то есть заняты своими не менее важными делами, читать бессмысленно. Так книга может стать источником насилия, а не познания и удовольствия. Никакой пользы это никому не принесет.
Как выбрать книгу для ребенка?
В книжном магазине часто слышу, как родители обсуждают покупку книги для ребенка: «Эту не куплю, там написано 0+, а моему уже пять лет, она будет ему неинтересной, не по возрасту». А ведь маркировка книг указывает не на соответствие книги уровню развития ребенка, а на безопасность информации, которую она содержит. Например, книга 0+ может быть интересна и ребенку 12 лет, но вы можете быть уверены, что в ней не упоминается насилие, вредные привычки и тому подобное. Поэтому при покупке книги не ориентируйтесь на цифру на обложке — ориентируйтесь на своего ребенка и его возрастные интересы. То же самое правило действует по отношению к спискам книг. Нормально, если в списке «Лучшие книги для мальчика 8 лет» ваш сын не найдет ни одного подходящего для себя издания, но обнаружит его на полке для малышей или подростков. Поэтому на вопрос: «Посоветуйте, что почитать моему шестилетнему ребенку?», я, если этого ребенка не знаю, ответить не могу.
Классические или современные книги?
Родители, покупая в магазине книги, часто ориентируются на классику. Здесь классика — это то, что самим родителям мамы читали в детстве, они помнят эти книги, считают, что это мастхэв — и именно их и покупают. Да, часть книг действительно находится вне времени, и современные дети воспринимают их с интересом. Особенно вдохновляет ребят, если мама или бабушка с удовольствием, а часто и практически наизусть читают родное и знакомое.
Современные книги — часто малоизвестная родителям, не проверенная временем литература, но вот парадокс: она может понравиться ребенку больше, чем классика. Потому что детям нравится видеть свою жизнь в книжкином отражении, им проще идентифицироваться с героями, которые говорят на знакомом языке, пользуются смартфонами, играют в те же игры, что и они. Для многих детей современная литература становится своеобразной прививкой, подготовкой к литературе, написанной предыдущими поколениями. Кстати, книгам о Гарри Поттере — 20 лет, и это значит, что уже есть родители, выросшие на Гарри Поттере, для них это… классика.
Что и в каком возрасте читать?
Возрастное разделение детей-читателей довольно условно и рассчитано на среднестатистического ребенка. Внимательные родители должны ориентироваться на уровень развития своего малыша.
0−3 года
В этом возрасте лучше всего малыши слушают и запоминают ритмичные стихи, потешки, короткие сказки. Показывайте картинки, объясняйте значение слов, просите показать персонажей. Подходящей литературой будут книжки-картинки, не толстые и не тяжелые, с крупными картинками, которые удобно самому ребенку держать в руках. Большие толстые книги — только для совместного чтения с мамой. Обязательно ли покупать книги с картонными или непромокаемыми страницами? Нет. Напротив, если с раннего возраста вы не будете показывать малышу, что с книгами нужно обращаться аккуратно, то и став постарше, ребенок не будет бережно перелистывать страницы.
3−6 лет
Возраст игры. Ребенок обычно уже говорит, многое понимает, возможность концентрации внимания повысилась, можно выбирать более длинные художественные тексты, которые подходят под сегодняшние интересы ребенка. Малыш сидит рядом с вами, смотрит в книгу, рассматривает картинки, задает вопросы, отвечает на ваши, вы показываете, где вы читаете. Так ребенок запоминает отдельные буквы и целые слова. Многие родители рассказывают, что ребенок таким образом «сам научился читать, специально с ним не занимались».
Часто дети просят читать одну и ту же книгу регулярно. Это нормально. Дети разбираются с какой-то важной для себя информацией в процессе слушания, упорядочивают свои представления о мире. Для детей это еще и хороший способ снизить свою тревогу, поэтому смело читайте сто пятый раз одну и ту же книгу. Можно прочитывать небольшой отрывок и обсуждать с ребенком в подробностях то, что он услышал. Дошкольники часто не успевают схватывать информацию из текста, не успевают включить воображение, чтобы представить происходящее, не всегда проводят логические связи — и в результате не очень понимают прочитанное.
Конечно, таким образом читать вы будете меньше, но зато будете много обсуждать и общаться. Это позволит намного глубже включаться в содержание книги и научит не складывать слова, как Петрушка, а понимать то, что ты читаешь. Прекрасно, если у вас есть время и возможность что-нибудь сотворить вместе на тему прочитанного: нарисовать дом из сказки, испечь колобок, слепить героев книги.
6−8 лет
Дети учатся читать самостоятельно. Книги, в которых они будут узнавать свою жизнь, отношения с друзьями, родителями, школьная жизнь — то, что ребятам в этом возрасте ближе всего. У многих появляется интерес к приключенческой литературе, сложным сюжетам, поискам ответов на самые разные неожиданные вопросы, которые есть в энциклопедиях. Дети с удовольствием читают интерактивные книги: там, где нужно выполнять задания, отгадывать загадки, клеить наклейки.
Зачем читать вслух?
Нужно ли читать вслух, если ребенок научился читать? Да. Обязательно! Чтение вслух — это ритуал общения и совместного приятного времяпрепровождения, создающего у нас ощущение глубоких отношений в семье, разделения наших чувств. Но в этом возрасте многих детей начинает раздражать, когда родители читают слишком эмоционально, театрально. Дети уже прекрасно усваивают содержание и им не нужна интенсивная драматизация. Они сами «додраматизируют» в своем воображении.
Я часто пользовалась приемом вчитывания. Книгу, которая вначале ребенка не заинтересовала, начинаем читать вслух до того места, где сюжет становится захватывающим — и потом чтение останавливается. Ребенок, увлеченный и захваченный сюжетом, уносит книгу и дочитывает. Или, если вы видите, что книга не идет, смело откладывайте ее до лучших времен.
Известный педагог, много времени посвятивший тому, чтобы научить детей читать с удовольствием, Даниэль Пеннак вывел 10 прав читателя. Он считает, что только если никто не будет посягать на права ребенка как читателя, он этим читателем станет. Это:
Право не читать
Право перескакивать
Право не дочитывать
Право перечитывать
Право читать, что попало
Право на боваризм — склонность в процессе подменять реальное на воображаемое.
Право читать, где попало
Право читать вслух
Право «втыкаться»
Право молчать о прочитанном
Даниэль Пеннак предлагает нам наделить юных читателей теми же правами, которыми обладаем и мы сами. Многим родителям очень трудно предоставить эти права своим детям, потому что кажется, что не заставляя ребенка читать или не контролируя качество чтения, мы проиграем битву за то, чтобы он с удовольствием проводил время с книгой в руках. Вероятно, если с раннего возраста вы много времени общались с ребенком, регулярно используя книгу как посредника, как повод обсудить волнующие вещи, как источник интересных знаний о себе и мире, то вам легче будет предоставить ребенку права читателя, а ребенку самому будет приятно сделать критические выводы о том, какая литература для него интересна и полезна, а какая — не его жанр. А тема «как приучить ребенка читать» станет неактуальной для вашей семьи. В ней все будут читающие.
Фото: Shutterstock.com