Поднимать 1 июня очень непростые, но важные темы уже стало хорошей традицией для «О!» Когда, как не в Международный день защиты детей, напомнить всем, и себе в том числе, о том, что мы должны заботиться о тех, кто меньше и слабее нас? О том, что каждый ребенок имеет право на счастливое детство, школьных друзей и первую любовь? О том, что любой человек, независимо от его внешности, особенностей здоровья или национальности, ценен? Именно это изо дня в день, из года в год стараются объяснить окружающим специалисты, занимающиеся инклюзивным образованием. И «О!» с удовольствием им в этом помогает!
Что такое «инклюзивное образование»?
Инклюзивное образование — это образование без границ и делений, когда все ребята, неважно, с инвалидностью или без инвалидности, учатся вместе. В инклюзию также могут входить ученики другой национальности или те, кто говорит на другом языке, но самое главное, что все они находятся вместе. Вот это и есть инклюзия. Инклюзия полезна в любом возрасте: от самых маленьких, учеников детского сада до старших школьников. У моего ребенка синдром Дауна, и он с удовольствием ходил в общеобразовательный детский садик.
Чем раньше инклюзия начинается, тем лучше. Если ребята без инвалидности и дети с ограниченными возможностями здоровья с первого класса или даже с детского садика начинают учиться вместе, то адаптация проходит очень легко и быстро. Ребята без инвалидности, как правило, не замечают, что с их приятелями что-то не так: например, Вова носит очки или у Вити нет пальчиков на руке, если мы, взрослые, не обратим на это внимание. Так что всё зависит от нас.
Чем инклюзия хороша для детей с инвалидностью?
Когда ребята находятся все вместе, они не только учатся, но и общаются, дружат и помогают друг другу. Общение — это очень важно. Когда ребенок сидит дома один, постоянно находится в четырех стенах и видит только маму, папу и учителя, который приходит к нему на занятия, это страшно. Только представьте себе, что если он вместе со всеми сможет пойти в школу, то когда он ее закончит, то сможет поступить в институт или колледж, найти работу, и не будет бояться этого, потому что социализация прошла успешно! Это ведь настоящий шанс на полноценную жизнь!
Как готовят педагогов, которые ведут инклюзивные классы?
Конечно, без специальной подготовки не обойтись. По запросу от администрации образовательного учреждения я и мои коллеги из «Перспективы» приезжаем и проводим специальные тренинги по пониманию инвалидности для педагогов, учим правильно относиться к детям с ОВЗ, рассказываем про терминологию и этикет.
В тренинге есть этап, когда участники могут попробовать на себе ту или иную форму инвалидности. Например, побыть в роли незрячего человека или человека с синдромом Дауна, узнать, насколько сложно человеку с ДЦП, у которого плохо работают руки, застегнуть пуговицы, и понять, что это на самом деле сложно. А значит ребенку нужно дать на эту задачу побольше времени. Потом многие педагоги говорят нам: «Ой, оказывается, это так сложно, а мы и не понимали! Спасибо, что вы объяснили, теперь мы знаем, как себя вести с разными детьми».
Мы готовим не только педагогов, но и ребят: проводим в игровой форме «Уроки доброты», на которых объясняем, что такое инвалидность. На этих занятиях школьники узнают об этикете, о том, где могут работать люди с инвалидностью, какими видами спорта они могут заниматься. А еще у нас есть уроки параспорта, где ребята без инвалидности пробуют себя в различных паралимпийских видах спорта, и совместные кинопоказы о жизни людей с инвалидностью.
Бывает ли, что родители против того, чтобы класс становился инклюзивным?
Да, такое в нашей практике бывало, правда, довольно давно. К счастью, современные родители немножко по-другому смотрят на эти вещи, они понимают, что если в классе появляется ребенок с инвалидностью, то их собственные дети становятся более толерантным, внимательными, всегда готовыми помочь.
Как устроен процесс обучения в инклюзивном классе?
Чаще всего в инклюзивных классах работает тьютор. Задача тьютора — помочь освоить материал, облегчить учебный процесс, так что он может помогать одновременно нескольким ученикам. Все зависит от того, какая форма инвалидности у ребенка и какая степень. Например, ученику на коляске вряд ли понадобится помощь с пониманием материала, ему скорее нужно придержать дверь или помочь развернуться между партами. А вот ребенку с синдромом Дауна действительно нужно что-то объяснять и показывать. Не слышащему ученику придется несколько раз повторить задание, чтобы он мог прочитать его по губам или записать его на листочке. Для школьников с ОВЗ обычно разрабатывают индивидуальную учебную программу. В инклюзивных классах есть помощники, и это совсем не то же самое, что тьюторы. Помощники оказывают поддержку в бытовых вопросах. Бывает так, что, например, ребенку с аутизмом тяжело высидеть 45-минутный урок, в этом случае помощник может вывести его из класса на 5 минут, чтобы он мог отдохнуть в тишине.
Конечно, когда в классе появляется ребенок с инвалидностью, первое время педагогу сложновато, в этом случае хорошо, если на помощь могут прийти родители и подсказать, как найти «ключик». Здорово, если школа может позволить себе тьютора. И просто замечательно, когда в классе есть ребята, которые берут шефство над своими одноклассниками и помогают им.
На самом деле учителя — очень креативные люди. В нашей практике был такой случай: мы тогда только начинали работать в школе, и одна учительница рассказывала нам, что когда у нее в классе был мальчик с инвалидностью, она совершенно не знала, что с ним делать. Он срывал уроки, весь класс стоял на ушах, и это при том, что ученик сидел прямо перед ней — на первой парте. А потом она устала бороться и пересадила его назад. Это оказалось настоящим спасением, потому что ребенок с аутизмом, сидя впереди всего класса, не понимал, что происходит у него за спиной, а оказавшись на последней — стал видеть весь класс и перестал бояться! И начал учиться.
Что такое инклюзия? Это индивидуальный подход к каждому ребенку. Я не говорю, что каждого школьника с аутизмом нужно сажать на заднюю парту, нет, кому-то просто нужно все время держать что-то в руках, а кому-то — иметь возможность отдохнуть от шума в классе.
Что нужно делать, чтобы инклюзивных классов и школ становилось больше?
Откуда возникают страхи? От незнания. Мы не знаем и поэтому боимся. Вот почему нам необходимо как можно больше рассказывать людям о том, что такое инклюзивное образование, показывать, как ребята учатся в школе, как они вместе проводят время: играют, гуляют или ходят в кино. Только тогда страх перед этим понятием начнет понемногу исчезать. Нужно в принципе больше говорить о людях с инвалидностью.
Зачем нужна инклюзия?
Я вам сейчас расскажу одну историю. У нас была фотомастерская, где вместе работали ребята с инвалидностью и ребята без инвалидности. Дети три дня учились делать фотографии на заданную тему. Вы же понимаете, как правило, ученики, которые находятся на домашнем обучении, в школу приходят крайне редко, в основном на какие-то мероприятия, но они обычно проходят, когда уроки уже заканчиваются. Поэтому, когда такие ребята приходят на наши мастер-классы, у них есть возможность пообщаться с другими учениками, познакомиться с педагогами, а педагоги могут посмотреть на этих детей с другого ракурса.
Так вот, после одной из таких фотомастерских мы повезли всех ребят в океанариум. И во время этого путешествия произошло настоящее чудо. Мальчик, который практически совсем не разговаривал, начал говорить! Ему захотелось это делать! Он ужасно боялся общаться с другими ребятами, потому что говорил очень плохо, но вдруг почувствовал себя своим в этой компании и перестал стесняться.
А еще одно чудо произошло, когда педагоги, которые познакомились поближе с детьми с инвалидностью, начали говорить родителям: «Давайте приходите к нам в школу, садитесь в класс, мы уже поняли, какие вы замечательные, давайте учиться вместе!» Это для нас был настоящий прорыв.
Фото: Kate Babiy/wavebreakmedia/Olesia Bilkei/Shutterstock.com