«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
17:55
«ДиноСити». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
19:20
«Мир за минутку»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
19:25
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?



Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

«Немедленно извинись!» — требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», — говорит он, и… раз за разом продолжает отбирать игрушки у других детей. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?

Извиниться и забыть

Пока ребенок учится с помощью родителей уважать права других людей на материальные вещи и неприкосновенность их тел — он неизбежно будет совершать промахи. Но довольно скоро может усвоить, что «извини» — это такое волшебное слово, которое аннулирует твои плохие поступки, и поэтому можно делать всё, что хочется, если потом извинишься. «А что такого? Я же извинился!» К сожалению, у некоторых людей такое непонимание смысла извинений остаётся на всю жизнь: вы наверняка с такими встречались, и вряд ли хотели бы иметь с ними дело дальше. Даже в публичном пространстве мы видим, что люди, которые проявляли насилие или сексуальные домогательства, могут просто сказать «Ну, извините» без осознания того, что произошло, и продолжать дальше делать то, что делали. Или сместить свои извинения на обвинение жертвы: «Извините, но они сами виноваты!», «Извините, что вы обиделись».

Возможны и формальные извинения, переносящие вину на кого-то другого или включающие в себя бессмысленные оправдания: «Извините, мои сотрудники ошиблись, но просто они не знали, что…» Это говорится обычно, чтобы получить выгоду от извинений — прощение, разрешение ситуации, снятие напряжения, но не из-за искреннего раскаяния или понимания происходящего, осознания причинённого другим ущерба и изменения своего поведения в последующих ситуациях.

Что чувствует другой?

Когда мы учим ребёнка извиняться, мы, конечно, хотим не просто услышать определенный набор слов. Мы бы хотели, чтобы он усвоил принятые правила поведения в обществе и мог соотносить своё поведение с этими правилами, то есть пытаемся задать понимание морали и нравственности. Как это может быть усвоено? На основании понимания ребенком своих чувств и возможности поставить себя на место другого человека. Для совсем маленьких это пока невозможно, но учить этому, конечно, все равно нужно.

Настоящее извинение содержит осознание факта: я сделал что-то не так, я постараюсь это исправить и изменить своё поведение в похожих ситуациях. Почему же это так сложно? Признавать свои ошибки многим очень трудно, мы сталкиваемся с неприятными чувствами: стыдом, страхом от последствий. Такие чувства непросто выдержать и очень хочется избежать, снять напряжение.

Особенно сложно бывает детям. Они верят, что они хорошие, но если признаться, что сделано что-то плохое, как будто мгновенно превращаются в плохих людей. Понимание, что не ты плохой, а твой поступок неправильный, не приходит само по себе. Особенно, если родители подчеркивают: «Что ты натворил?! Ужасный ребёнок! Я не хочу тебя видеть и с тобой разговаривать!»

Регулярно можно услышать от родителей или учителей: «Извинись, тебе же будет легче!» Но извинения нужны не для того, чтобы снять напряжение, легче обычно от них не становится. Даже исследования проводились на эту тему: точно не становится. Бывают и такие поступки, когда просьбы о прощении недостаточно, тебя всё равно не прощают и не простят. Но извинения нужны — чтобы исправить ситуацию и не допустить подобного впоследствии.

Как же научить детей осмысленно извиняться?

  • Не стоит учить чему-то человека, когда он переполнен сильными эмоциями, или переполнены эмоциями вы сами. Поэтому первый шаг — подождать, пока все успокоятся.
  • Спросите о чувствах: «Что ты чувствовал, когда отбирал у друга игрушку?» Помогите ребенку назвать эти чувства, обсудите их. Возможно, это были злость или зависть. Какие бы ни были эмоции, ребёнок имеет на них право, нельзя запрещать ощущать их или подавлять.
  • Теперь опишите действия в ситуации: «Расскажи, как это произошло?» Важно именно «Как», а не «Почему» — для второго варианта ребенку придется объяснить (или придумать) мотив своего поведения. Но даже взрослые часто не отдают себе отчета, почему сделали так, а не иначе!
  • Поговорите о чувствах другого. «Как ты думаешь, что чувствовал твой друг, когда ты отобрал у него его игрушку?» Возможно, вы вместе сможете вспомнить похожие ситуации, в которых оказывался сам ребёнок. Важно: сложно поставить себя на место другого человека, то есть проявить эмпатию, если ты не понимаешь своих собственных чувств. Именно поэтому сначала мы обсуждаем чувства самого ребёнка, а потом чувства пострадавшего.
  • Как можно сейчас исправить ситуацию? Обсудите, что можно сделать, нужна ли ребёнку в чём-то помощь взрослого или он справится сам.
  • Спросите, что ребенок сделал бы по-другому в такой ситуации в следующий раз? Можно даже проиграть эту ситуацию с помощью игрушек.
  • Вот теперь ребёнок готов принести извинения по-настоящему.

Конечно, главный способ, которым учатся дети, это наблюдение за близкими. Они смотрят, как вы признаете свои ошибки, как вы извиняетесь за совершенные оплошности, и делают точно так же. Если ребёнок слишком мал и не умеет так хорошо говорить, чтобы с ним можно было вести серьезные беседы, вы можете извиниться за его поступок вместо него, но в его присутствии. И пусть это будет не формальное «Простите, он ещё маленький», снимающее ответственность, а настоящее, помогающее освоить правила, без которых мы бы все не выжили в обществе.

Читайте также:

Как прививать ребенку хорошие манеры

Как правильно извиняться перед ребёнком

Мифы о воспитании, в которые не стоит верить

Фото: Roman Samborskyi, Dmitro Zinkevych, STUDIO GRAND WEB, fizkes/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти