«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
0:10
«Турбозавры». Мультсериал
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
2:00
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»

11 вещей, которые не надо запрещать детям



Не надо запрещать ребенку…

Бояться. Испытывать страх могут все — и девочки, и мальчики, и каждый взрослый. Бояться каких-то событий, вымышленных или реальных, это совершенно нормально, ведь страх неизвестности и правда пугает. Если ребенок говорит, что ему страшно, не стоит отвечать ему «Ну что ты, это совсем не страшно!» — во-первых, вы не знаете, что он чувствует на самом деле, во-вторых, показываете, что не доверяете его словам и ощущениям. Как же он научится сам определять, что с ним происходит, если самые близкие люди ему не верят, да еще и утверждают, что лучше знают, что с ним происходит?

Плакать. Когда люди чувствуют грусть, печаль или тоску, они плачут, и часто слезы приносят облегчение. Слезы могут быть и реакцией на неудачу, стресс или страх. Иногда случается, что семья так хочет вырастить мальчика сильным и смелым, что порицает любые проявления слабости. «Не плачь, ты же не девочка!» — говорят ему. А иногда родителям кажется, что своими капризами и слезами ребенок их позорит, показывает окружающим, что его мама и папа не очень-то справляются с воспитанием. Или манипулирует, пытаясь добиться чего-то с помощью ныться и слез. Но гораздо полезнее, если с детства ребенок будет понимать: его чувства важны для родителей, его всегда поддержат, помогут справиться, принимают любым, а не только сильным и успешным.

Говорить «Нет». Конечно, никому не нравится слышать отказ. А период кризиса трех лет, когда малыш понял, что он — отдельная от родителей личность, и чтобы утвердить себя в этом большом мире, начинает от всего наотрез отказываться, и вовсе очень непросто пережить. Но если ребенок отказывается от чего-то, что вы ему предлагаете, это не значит, что он вас отвергает или делает это из вредности! Это значит, что ему важно сделать собственный выбор, даже если последствия будут неудачными. Каждый имеет право отказаться от того, что ему не нравится или не подходит. Конечно, ребенок еще не настолько самостоятельный, чтобы не прислушиваться к вашему мнению: вы можете и уговаривать, и заставлять, когда это необходимо. Но если вы уважаете его «Нет» и «Не хочу» и прислушиваетесь к ним, это точно поможет ему в будущем отстаивать свою точку зрения, а также уменьшит риск стать объектом манипуляций или попасть в опасную ситуацию.

Говорить «Хочу». Часто мы просто устаем от бесконечных детских желаний, и в сердцах говорим что-то вроде «Ну сколько можно хотеть!» или «Хочешь? Перехочешь!» Но умение разбираться в своих потребностях, понимать свои желания и искать способы их удовлетворить — очень важное для взрослой жизни. Очень многие мамы и папы с трудом понимают, чего же им хочется, потому что привыкли ориентироваться на «Надо» или «Полезно», или мнение других людей — например, их собственных родителей, которые запрещали им слишком часто и много хотеть. Но знать, чего ты хочешь на самом деле, тоже очень полезно!

Делать что-то самостоятельно. Когда мы каждый день находимся рядом с ребенком, нам очень непросто заметить его изменения, понять, чему он уже научился. И мы действуем по привычке — кормим ложкой годовалого малыша, одеваем трехлетнего, тщательно проверяем уроки у первоклассника. Но очень многое ребенок с удовольствием делает сам, потому что видеть, как что-то сначала не получалось, а потом получилось — это радостно и вдохновляюще. Вроде бы, всегда есть причины сделать что-то за ребенка или проконтролировать, как у него дела, чтобы при малейшем затруднении прийти на помощь: процесс пойдет быстрее, результат будет лучше. Но как раз процесс завязывания шнурков или приготовления своего первого пирога важен ребенку. Пусть он пробует, ошибается, тренируется — и сам увидит, что постепенно получается!

Стесняться. Ребенок не любит общаться с незнакомыми людьми, в компании прячется за вашу спину, не здоровается первым? А вам хотелось бы, чтобы он был активным, общительным, легко заводил друзей — особенно, если вы сами все это не очень-то умеете? Но темперамент и характер — это то, с чем он родился, и что вряд ли можно значительно изменить в соответствии с вашими представлениями о том, какие должны быть дети. А если ребенок будет понимать, что у родителей совсем другие ожидания от него, и на его месте они хотели бы видеть более уверенного в себе ребенка, ему это точно не поможет стать храбрее и общительнее. Зато понимание, поддержка и слова «Да, ты стесняешься, тебе нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой ситуации, это нормально» — помогут.

Задавать вопросы. Иногда это бывает просто невыносимо — этот бесконечный поток «Почему?», «Зачем?», «Как?» Но это важное условие развития ребенка — получить информацио о мире из самых разных источников, обрабатывать ее, уточнять и снова задавать вопросы. Не надо отмахиваться от ребенка или сообщать ему, что он вас утомил, или, что еще хуже, запрещать спрашивать. Вы можете предлагать ему искать ответы и самому, и с вашей помощью: к счастью, в современном мире есть книги, энциклопедии, статьи, эксперты в самых разных областях. Любознательность — важное качество, как и умение формулировать вопросы и искать ответы!

Жадничать. Малыши играют вместе в песочнице, и у вашего сына другой, более активный ребенок, пытается отобрать машинку. Вы можете сказать «Ну что же ты, дай мальчику поиграть» — но это машинка вашего сына, и если он не хочет ее отдавать, он имеет на это полное право. Или сестры ссорятся: одна берет вещи второй без разрешения, и вы призываете вторую «не жадничать». Если мы будем постоянно призывать детей делиться, им сложно будет разобраться в вопросах собственности и личного пространства: если это моя вещь, могу ли я ей распоряжаться? Какие вещи общие, а какие мои? Так что лучше начинать еще с песочницы: вместо «Дай мальчику машинку» говорить «Давай поменяемся, ты ему машинку, а он тебе — самолет».

Иметь секреты. Ребенок прячет от вас альбом с рисунками, закрывает дверь в комнату или наотрез отказывается рассказать, почему он поссорился с другом. Вы настаиваете — разве в семье могут быть друг от друга секреты? Могут! Он имеет полное право самостоятельно определять, чем он готов с вами поделиться, а чем — нет. Конечно, важно, чтобы у вас были доверительные отношения: если ребенок точно знает, что вам можно рассказать о сомнениях, сложных ситуациях, или задать любой вопрос, и вы не будете сразу осуждать, критиковать или ругать, а спокойно выслушаете и поможете — он и расскажет, и спросит.

Злиться. Он кричит, машет кулаками, топает ногами, если что-то не получается? А вы уверены, что сильные чувства не стоит выносить на публику? Зря! Не бывает «плохих» или «неправильных» чувств, все они одинаково важны. И злость и агрессия тоже — они помогают людям находит и защищать свои границы, понимать, что-то, что сейчас происходит, им не подходит. Лучше учить ребенка цивилизованным способам проявления злости: не причинять вред себе или другим, а кричать, бить подушку, прыгать или глубоко подышать.

Совершать ошибки. Если ребенок привык, что за ошибки его ругают или наказывают — ему будет невероятно трудно начинать любые дела, учиться новому или принимать решения. Ведь он заранее будет скован страхом ошибки и последствий! Но ошибаться — это нормально, это делают все, и ошибки часто — необходимый шаг на пути к успеху. Никто же не ругает малыша, который только учится ходить? Мы что-то пробуем, делаем промахи, у нас редко что-то получается с первого раза идеально. Просто надо тренироваться, пробовать дальше и не бояться ошибок.

Читайте также:

Виды поощрений и их значение в развитии ребёнка

Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими

Если родители — перфекционисты: 6 травм родом из детства

Фото: Yuganov Konstantin, DinaPhoto, Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти