5 октября — Всемирный день знаний о дислексии. При таком нарушении ребенку сложно даются навыки чтения и письма, но дислексия — не заболевание, а результат нейробиологических особенностей человека, и не влияет на интеллект. Школьники с дислексией испытывают трудности в усвоении программы. Что еще важно знать родителям? Рассказала Марина Захарова, специалист по трудностям в обучении, нейропсихолог, руководитель многопрофильного психологического центра «Территория счастья», старший научный сотрудник лаборатории «Нейрофизиологии когнитивной деятельности» ИВФ РАО, эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией.
Вот тут вы можете увидеть, как видят текст люди с дислексией. Буквы могут прыгать, меняться местами, расплываться, раздваиваться.
Какие ошибки чаще всего совершают родители детей с дислексией?
Пожалуй, самая большая ошибка — это навешивание на ребенка ярлыка «дислексик». Хотя часто это делается именно с целью поддержать ребенка. Родители пытаются как снять с него вину за неуспехи («Ты — не глупый или не способный, просто у тебя дислексия»), так и компенсаторно повысить его самооценку («Ты вовсе не отстающий, ты, возможно, даже талантливый. В мире так много выдающихся людей с дислексией»). Однако такая позиция часто не приносит желаемого эффекта, потому что и сам ребенок, и обучающие его педагоги могут совершенно иначе воспринять данный посыл. Ребенок может перестать чувствовать ответственность за свои успехи и неуспехи, начать прикрываться ярлыком «дислексик», чтобы не прикладывать усилий. Учителя же в такой ситуации часто чувствуют себя некомпетентными в решении вопросов, связанных с малознакомыми медицинскими диагнозами, и тоже, по сути, снимают с себя ответственность за работу с ребенком. Конечно, это не значит, что о выявленных трудностях не надо говорить! Но делать это надо осторожно и так, чтобы обозначенная проблема не снимала ответственность со всех вовлеченных в ее решение лиц, а помогала им справляться с ней на новом уровне.
Чего делать точно не надо?
Наибольший вред ребенку с дислексией может принести следование традиционному педагогическому приему: «Если ребенок плохо читает, то… надо читать больше!» У ребенка с дислексией есть специфические трудности, которые связаны с нарушением работы определенных механизмов — например, восприятия и переработки информации, поступающей на слух или зрительно, или процессов, связанных с управлением своей деятельностью, ее контролем и планированием. Когда мы требуем от ребенка читать больше, мы не учитываем работу этих механизмов, не предоставляем способов преодоления трудностей. Мы хотим, чтобы количество перешло в качество, но это оказывается невозможным без развития определенных компонентов психических функций, который являются базисом для овладения навыком чтения. В итоге, заставляя читать больше, но не предоставляя других путей помощи, родители дополнительно невротизируют своего школьника и отбивают охоту не только к чтению, но и учебе в целом.
Как правильно поддерживать ребенка, помогать ему быть увереннее?
Очень важно не ругать ребенка за то, что он читает медленно и/или с ошибками. Отмечать даже малейшие успехи в овладении этим навыком! Даже если успехов не отмечается, но вы видите искренние старания, обязательно хвалите его за усердие, за включенность, за упорство в преодолении своих трудностей. Не сравнивайте успехи ребенка в чтении и письме с успехами одноклассников без подобных трудностей. Важно также отмечать, что практически у всех людей есть сферы, в которых они могут быть не очень успешны, но это не означает, что человек плохой или неспособный. Полезно приводить примеры, в том числе из своей жизни или из жизни ребенка, когда мы сталкивались с различными трудностями, и обсуждать, как мы с ними справлялись.
По разным данным, дислексия есть у 5−15% населения.
Что делать, если воспитатель или учитель не готовы разбираться в проблеме?
К сожалению, такое случается. Очень хочется, чтобы педагог был добрым, мудрым, отзывчивым, но важно помнить, что педагог — тоже человек со своими заботами, переживаниями и, нередко, ограниченными возможностями в решении различных ситуаций (есть нормативы, спущенные сверху приказы
Как убедиться, что выбранный специалист способен помочь?
К сожалению, обычно трудности в овладении навыком чтения быстро не решаются. В случае интенсивных занятий, конечно, возможен некоторый «скачок», однако для поддержания эффекта и развития нужна довольно длительная и кропотливая работа по «выращиванию» трудного для ребенка навыка, в том числе с обязательным постоянным участием родителей. Вызывают сомнения «гарантированные» обещания справиться с проблемой в течение конкретного, особенно одинакового для всех детей срока (вроде «Победим дислексию за 3 месяца»). Родителю стоит задать специалисту вопросы о его квалификации (специальности по диплому, оконченном высшем учебном заведении, опыте работы). И, конечно, важным индикатором качества проводимой работы является постоянная обратная связь от специалиста, предоставляемая родителям после занятий: родители должны быть в курсе даже незначительных продвижений и получать от специалиста рекомендации по тому, как закреплять достигнутые ребенком успехи в ежедневной работе дома.
Признаки дислексии и других трудностей обучения: если вы их заметили, нужна консультация специалиста
- Ребенок уже научился читать, но не узнает слова, которые часто видит написанными (названия магазинов, таблички)
- Его речь развивается медленнее, чем у сверстников
- Ребенок с трудом запоминает буквы, новые слова и понятия
- При чтении и письме ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, добавляет к словам лишние буквы и слоги
- Если попросить повторить несколько цифр в определенном порядке, он не сможет
- Он отказывается читать вслух
- Ребенок не понимает, как с помощью точки, запятой или интонаций определить границы слов и предложений
- Он часто отвлекается, ему сложно сосредоточиться на словах взрослого или занятиях
- Ему трудно соблюдать инструкции, выплнять последовательность дел
Другие признаки дислексии читайте на сайте Ассоциации родителей и детей с дислексией.
Читайте также:
Тест: есть ли у вашего ребенка признаки дислексии?
«Дислексия — это не болезнь!»: гости программы «О! Дети» поговорили о трудностях обучения
Фото: Sharomka, Image Point Fr/Shutterstock