«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
22:00
«Ничего себе имя!»
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
22:30
«Смешарики». Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
0:10
«Турбозавры». Мультсериал

У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?



5 октября — Всемирный день знаний о дислексии. При таком нарушении ребенку сложно даются навыки чтения и письма, но дислексия — не заболевание, а результат нейробиологических особенностей человека, и не влияет на интеллект. Школьники с дислексией испытывают трудности в усвоении программы. Что еще важно знать родителям? Рассказала Марина Захарова, специалист по трудностям в обучении, нейропсихолог, руководитель многопрофильного психологического центра «Территория счастья», старший научный сотрудник лаборатории «Нейрофизиологии когнитивной деятельности» ИВФ РАО, эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Марина Захарова, специалист по трудностям в обучении, нейропсихолог, руководитель психологического центра «Территория счастья», старший научный сотрудник лаборатории «Нейрофизиологии когнитивной деятельности» ИВФ РАО, эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией
Марина Захарова, специалист по трудностям в обучении, нейропсихолог, руководитель психологического центра «Территория счастья», старший научный сотрудник лаборатории «Нейрофизиологии когнитивной деятельности» ИВФ РАО, эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией

Вот тут вы можете увидеть, как видят текст люди с дислексией. Буквы могут прыгать, меняться местами, расплываться, раздваиваться.

Какие ошибки чаще всего совершают родители детей с дислексией?

Пожалуй, самая большая ошибка — это навешивание на ребенка ярлыка «дислексик». Хотя часто это делается именно с целью поддержать ребенка. Родители пытаются как снять с него вину за неуспехи («Ты — не глупый или не способный, просто у тебя дислексия»), так и компенсаторно повысить его самооценку («Ты вовсе не отстающий, ты, возможно, даже талантливый. В мире так много выдающихся людей с дислексией»). Однако такая позиция часто не приносит желаемого эффекта, потому что и сам ребенок, и обучающие его педагоги могут совершенно иначе воспринять данный посыл. Ребенок может перестать чувствовать ответственность за свои успехи и неуспехи, начать прикрываться ярлыком «дислексик», чтобы не прикладывать усилий. Учителя же в такой ситуации часто чувствуют себя некомпетентными в решении вопросов, связанных с малознакомыми медицинскими диагнозами, и тоже, по сути, снимают с себя ответственность за работу с ребенком. Конечно, это не значит, что о выявленных трудностях не надо говорить! Но делать это надо осторожно и так, чтобы обозначенная проблема не снимала ответственность со всех вовлеченных в ее решение лиц, а помогала им справляться с ней на новом уровне.

Чего делать точно не надо?

Наибольший вред ребенку с дислексией может принести следование традиционному педагогическому приему: «Если ребенок плохо читает, то… надо читать больше!» У ребенка с дислексией есть специфические трудности, которые связаны с нарушением работы определенных механизмов — например, восприятия и переработки информации, поступающей на слух или зрительно, или процессов, связанных с управлением своей деятельностью, ее контролем и планированием. Когда мы требуем от ребенка читать больше, мы не учитываем работу этих механизмов, не предоставляем способов преодоления трудностей. Мы хотим, чтобы количество перешло в качество, но это оказывается невозможным без развития определенных компонентов психических функций, который являются базисом для овладения навыком чтения. В итоге, заставляя читать больше, но не предоставляя других путей помощи, родители дополнительно невротизируют своего школьника и отбивают охоту не только к чтению, но и учебе в целом.

Как правильно поддерживать ребенка, помогать ему быть увереннее?

Очень важно не ругать ребенка за то, что он читает медленно и/или с ошибками. Отмечать даже малейшие успехи в овладении этим навыком! Даже если успехов не отмечается, но вы видите искренние старания, обязательно хвалите его за усердие, за включенность, за упорство в преодолении своих трудностей. Не сравнивайте успехи ребенка в чтении и письме с успехами одноклассников без подобных трудностей. Важно также отмечать, что практически у всех людей есть сферы, в которых они могут быть не очень успешны, но это не означает, что человек плохой или неспособный. Полезно приводить примеры, в том числе из своей жизни или из жизни ребенка, когда мы сталкивались с различными трудностями, и обсуждать, как мы с ними справлялись.

По разным данным, дислексия есть у 5−15% населения.


Что делать, если воспитатель или учитель не готовы разбираться в проблеме?

К сожалению, такое случается. Очень хочется, чтобы педагог был добрым, мудрым, отзывчивым, но важно помнить, что педагог — тоже человек со своими заботами, переживаниями и, нередко, ограниченными возможностями в решении различных ситуаций (есть нормативы, спущенные сверху приказы и т. п.). Поэтому задачей именно родителя становится выстраивание с педагогом такого контакта и отношений, чтобы ему не просто захотелось, а стало по-настоящему важным помочь своему ученику. Иногда родители занимают позицию требовательного клиента, которому все и всё должны. Но мы должны помнить, что для качественного выполнения любой деятельности нужна должная мотивация, которая работает гораздо эффективнее, если она позитивная. Поэтому не стоит требовать от педагога внимания и помощи, обвинять его в недостаточной компетентности или строгости. Лучше рассказать учителю о своем ребенке, о его переживаниях, о вашем совместном с ним пути в преодолении имеющих трудностей, чтобы учителю стало интересно и важно помочь. Важно не просто просить учителя о каком-то особом отношении к ребенку, но и предложить конкретные, выполнимые рекомендации по оказанию ребенку помощи на уроках. Эти рекомендации могут дать специалисты, работающие с ребенком, — нейропсихологи, логопеды.

Как убедиться, что выбранный специалист способен помочь?

К сожалению, обычно трудности в овладении навыком чтения быстро не решаются. В случае интенсивных занятий, конечно, возможен некоторый «скачок», однако для поддержания эффекта и развития нужна довольно длительная и кропотливая работа по «выращиванию» трудного для ребенка навыка, в том числе с обязательным постоянным участием родителей. Вызывают сомнения «гарантированные» обещания справиться с проблемой в течение конкретного, особенно одинакового для всех детей срока (вроде «Победим дислексию за 3 месяца»). Родителю стоит задать специалисту вопросы о его квалификации (специальности по диплому, оконченном высшем учебном заведении, опыте работы). И, конечно, важным индикатором качества проводимой работы является постоянная обратная связь от специалиста, предоставляемая родителям после занятий: родители должны быть в курсе даже незначительных продвижений и получать от специалиста рекомендации по тому, как закреплять достигнутые ребенком успехи в ежедневной работе дома.

Признаки дислексии и других трудностей обучения: если вы их заметили, нужна консультация специалиста

  • Ребенок уже научился читать, но не узнает слова, которые часто видит написанными (названия магазинов, таблички)
  • Его речь развивается медленнее, чем у сверстников
  • Ребенок с трудом запоминает буквы, новые слова и понятия
  • При чтении и письме ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, добавляет к словам лишние буквы и слоги
  • Если попросить повторить несколько цифр в определенном порядке, он не сможет
  • Он отказывается читать вслух
  • Ребенок не понимает, как с помощью точки, запятой или интонаций определить границы слов и предложений
  • Он часто отвлекается, ему сложно сосредоточиться на словах взрослого или занятиях
  • Ему трудно соблюдать инструкции, выплнять последовательность дел

Другие признаки дислексии читайте на сайте Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Читайте также:

5 мифов о дислексии

Тест: есть ли у вашего ребенка признаки дислексии?

«Дислексия — это не болезнь!»: гости программы «О! Дети» поговорили о трудностях обучения

Фото: Sharomka, Image Point Fr/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти