Пока ребёнок ходил в детский сад, он горел желанием побыстрее отправиться учиться и мечтал стать отличником. Но через пару месяцев в школе энтузиазм что-то поутих. Как помочь настроиться на учёбу? Методы, к которым очень часто прибегают родители, не только не помогают, но и вредят. Проверьте, не повторяете ли вы эти ошибки?
Угрозы
«Ну-ка быстро открыл учебник!», «Если немедленно не сядешь за уроки, я не знаю, что сделаю». Такими методами вы скорее организуете своему школьнику невроз, чем покажете, как прекрасен и многогранен мир знаний! В тот момент, когда близкий и любимый взрослый начинает кричать, в организме ребёнка происходит выброс гормонов стресса. Он пугается, сжимается, замирает — и вообще теряет всякую способность соображать. Потому что страшно, больше всего хочется стать маленьким и невидимым.
Да, он может пойти и сесть за стол, открыть учебник и тетрадь, просто чтобы вы перестали ругаться. Но в голове прочно и на долгие годы образуется связка «учёба — это очень неприятная вещь, от неё только настроение у всех портится».
Сравнение
Послушать маму, так у её коллег дети как на подбор: и отличники, и читают с утра до вечера, а как буквы выводят — загляденье! Думаете, такие рассказы помогут создать условия для здоровой конкуренции? Едва ли. И не удивляйтесь, если ребёнок потом откажется идти к вам на корпоративную ёлку: как-то ему неловко появляться среди плеяды юных дарований.
Ваш ребёнок такой, как он есть. Что-то у него получается, что-то — нет. Но ведь он только учится! Бурно восхищаясь чужими школьными достижениями, вы не мотивируете его развиваться, а скорее наоборот: обижаете и сообщаете, что он недостаточно хорош, умён, талантлив. К сожалению, это — верный путь снизить самооценку.
Манипуляции
Какие только аргументы ни придумывают изобретательные родители! «Если будешь плохо учиться, у бабушки давление подскочит!», «Тот, кто не хочет делать уроки, остаётся без смартфона», «В семье ни у кого больше проблем с математикой нет. Может, тебя подменили?». И в этот момент открывается дверь в мир очень неприятных и болезненных эмоций (брр, примерно как портал в фильмах ужасов): там и чувство вины, и страхи, и разочарование, и злость от бессилия, и обида на чёрствых родителей.
Попробуйте выдохнуть, спокойно подумать и ответить себе честно: как бабушкино самочувствие связано с любовью к чтению или интересом к английскому языку? Да никак. Свою фантазию лучше направить в продуктивное русло: подумать, как можно рассказать о предмете интересно, вспомнить, что вам нравилось в школьные годы, вместе устроить несколько зрелищных (но безопасных) опытов.
Денежные поощрения
Это удобный для родителей способ, и с детьми он работает железно: кто же откажется от денег за хорошие оценки или выученный стишок? Так можно довольно быстро накопить на вожделенный гаджет. Но стимулирует ли этот способ именно желание учиться или же, скорее, стремление обзавестись кругленькой суммой? Вы выдаете награду за результат, — а вот процесс-то ребёнку интересен?
Для того, чтобы действительно освоить материал, увлечься темой, начать разбираться в предмете, механической зубрёжки недостаточно. Кстати, этот метод и списывания совершенно не исключает. Нет интереса, азарта, положительных эмоций — нет и полноценного обучения.
Общая похвала
А с похвалой-то что не так? Комплименты вроде «Молодец!» «Какой ты умный!» слышать очень приятно. Но они просто констатируют тот факт, что ребёнок хорош. Его старания, затраченные усилия, целеустремлённость как будто бы остаются вне поля вашего зрения, — то есть не получают никакого положительного подкрепления. Конечно, одобрение родителей очень важно для маленького ребёнка, — и на место любознательности, исследовательского интереса приходит лишь желание получить похвалу. Через какое-то время к нему может присоединиться и страх услышать неодобрение. И. если с учёбой начнутся проблемы, какая-то тема покажется непонятной, ребёнок может и побояться сказать об этом: ведь он же всем известный «молодец» и «умница»!
Хвалите за конкретные дела, за маленькие успехи, за старание и изобретательность — так вы подскажете, в какую сторону двигаться дальше, и научите не бояться проб и ошибок.
Читайте также:
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет… рисунок
Школьники и карманные деньги: 5 важных вопросов эксперту
Фото: stockfour, Matva, polya_olya/Shutterstock