Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Движение — жизнь?
Голова профессора Доуэля — страшный образ, придуманный советским фантастом Беляевым, то, к чему мы неосознанно стремимся, когда вкладываем только в знания и интеллект, сидим в гаджетах почти круглосуточно, и так забываем, что функционирование головы и мозга поддерживает здоровое и крепкое тело. У детей нет четкой границы между психикой и телом — соматикой, они взаимовлияют друг на друга. Если мы хотим позаботиться о физическом и психическом здоровье наших детей, нам стоит позаботиться о стабильности в их жизни, о возможности двигаться и получать от этого удовольствие.
Движение помогает нашему организму развивать мышцы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердце, нервы и сосуды. Многие взрослые предпочитают сливать своё раздражение в спортивном зале, чтобы поддерживать психологическую гигиену.
Как развиваются навыки?
Для адекватного развития интеллекта ребёнка необходимо развивать и крупную, и мелкую моторику. Крупная моторика — это переворачивание, ползание, наклоны, ходьба, бег, прыжки. Развитие навыков идет в определённом порядке у всех людей, обычно сверху (от глаз) вниз (к ногам). Потом присоединяется мелкая моторика — более тонкое манипулирование мышцами для освоения навыков письма, рисования, вырезания, застёгивания пуговиц, вязания, завязывания шнурков, игры на музыкальных инструментах. Кроме того, движения помогают нам быть подтянутыми и красивыми.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным — не забывайте, что развивая тело, вы помогаете развиваться и мозгу. С раннего возраста заботьтесь о том, чтобы у него была ежедневная возможность двигаться: дома, на улице, в спортзале, в детском клубе, бассейне. Дети, которые много двигаются, меньше болеют и капризничают, менее тревожны, гораздо лучше спят днём и ночью. «4 часа гулять обязательно в любую погоду, чтобы дети друг друга не покалечили, как пауки в банке» — я помню, так говорила моя бабушка — воспитатель детского сада. Гулять — это не обязательно даже на улице, но важно двигаться.
Нужен ли ребенку профессиональный спорт?
Если у вас есть такая возможность, найдите спортивные кружки и секции, в которые может ходить ребёнок. Какие? Любые! Приоритетная задача — найти место, в котором именно он получает удовольствие от движения, от общения с тренером и ребятами. Достижение невероятных спортивных результатов — это задача не для всех. Чрезмерная спортивная конкуренция может стать проблемой для психического здоровья детей, зато небольшая хороша, чтобы поддерживать движение к цели и концентрацию. Это плохо для не очень спортивных детей, потому что они чувствуют себя не адекватными и ущербными, и вместо развития закрываются.
Как понять, ваше или не ваше? Пробуйте! Сходите на разовые занятия в разные секции, или запишитесь и походите месяц. Смотрите на ребёнка, но не на то, как он туда идёт — собираться и выходить из дома многим тяжело, а каким он оттуда выходит. Веселый и радостный? Что-то вам активно рассказывает? Обсуждает, что сейчас вам покажет одно движение, которому научился? Похоже, это то, что надо. Выходит еле-еле, недовольный и хмурится? Дома утверждает, что не пойдёт туда ни за что? Может быть, стоит поискать другие варианты. Это не та ситуация, где будет развиваться и укрепляться характер. По крайней мере, прямо сейчас ребёнок к таким подвигам не готов.
Как привлечь ребенка к спорту?
- Спорт — это игра. Легче увлечь маленького человека спортом, если он увидит, что спортивные упражнения — очень интересная игра, в которую можно играть как самостоятельно, так и коллективно. Если ребенку 3−4 года, не стоит его заставлять заниматься спортом. Конечно, если в ваши планы входит мечта вырастить чемпиона мира, то вы должны отдать его в спорт как можно раньше. Но если вы хотите, чтобы он гармонично развивался, и не только в спорте, то любовь и желание заниматься могут появиться только через удовольствие.
- По мнению спортивных психологов, дети до 10 лет предпочитают командные виды спорта. Хоккей и футбол развивают навык работать в команде, опираясь на свои способности, учитывать других людей возле тебя, появляется ответственность — команду нельзя подводить. Чтобы ваш ребенок полюбил спорт, нет необходимости записывать его в спортивные секции. Вы можете самостоятельно или с другими родителями создать во дворе спортивную площадку, где дети будут вместе играть и заниматься спортом.
- После 12 лет дети начинают обращать пристальное внимание на свою внешность. Эти изменения могут как укрепить желание ребят заниматься спортом, так и заставить наотрез отказаться от физических нагрузок. Именно в этот момент, в 12−13 лет, к сожалению, 70 процентов молодых спортсменов бросают командные виды спорта, ссылаясь на отсутствие интереса, на то, что это «не весело, скучно». В многочисленных исследованиях обнаружено, что проблема часто оказывается во взаимоотношениях в коллективе и в отношениях с тренером. Когда тренер включает «заботливый подход» — то есть не кричит, что ты бездельник, и у тебя нет шансов стать спортсменом, а поддерживает каждого участника вне зависимости от его личных способностей, и уделяет много внимания тимбилбингу — выстраивает отношения команды и вне спорта, то такой подход ведет к улучшению отношений между тренером и спортсменом. У детей становится меньше тревоги и жалоб на скуку, больше взаимного уважения, появляются чувство собственного достоинства, командная гармония и самообладания, как в спорте, так и в школе. Это снижает показатели отсева ребят из спорта с 30 до 5 процентов. Но найти тренера, придерживающегося такого подхода, пока не так-то просто. Но жизнь и подходы постепенно меняются!
- Хвалите ребенка как можно чаще, для него похвала послужит стимулом, который не позволит сломаться в начале его спортивной карьеры. Избегайте любой критики, так как после этого ребенок может полностью отказаться от занятий спортом.
- Убедитесь, что спорт для ребенка связан с пониманием, что он делает это для здорового тела. Постарайтесь, чтобы негативные эмоции от того, что совсем не все получается сразу, не задерживались в голове ребенка надолго. Для этого — выслушивайте. Если у ребенка не получается что-то, или не нравятся конкретные спортивные упражнения, то дайте ему немного отдохнуть, пропустив тренировку, потом верните его в секцию, часто этого бывает достаточно. В тех случаях, когда ситуация долго не меняется, стоит подумать о записи ребенка в другую спортивную секцию.
- Доверяйте тренеру. Он профессионал. Не изобретайте собственные способы, как лучше подготовить ребёнка к занятиям или соревнованиям, на время тренировок или соревнований вы передаёте ответственность за своего ребёнка тренеру. Если вам не нравятся методы тренера, обсудите их с ним лично, без присутствия ребёнка, и вне тренировок и соревнований. Помогайте тренерам или организаторам соревнований, если можете и если вас попросят. Воздержитесь от негативных комментариев по отношению к другим детям — спортсменам, и их родителям, на их месте легко можете оказаться и вы, и ваш ребёнок.
Желание заняться спортом не может возникнуть у ребенка само по себе. Что-то должно очаровывать его: рассказ старшего брата или друзей о тренировках, просмотр интересных спортивных программ с родителями, занятия вместе с ребятами или родителями. Как известно, легко заразить другого своим примером.
Читайте также:
Что делать, если у вас гиперактивный ребенок
Тест: какой вид спорта тебе подходит?
5 главных качеств настоящего спортсмена и как их правильно развивать
Фото: ESB Professional, Pressmaster, Photographee. eu/Shutterstock