Очень часто родители немедленно наказывают ребёнка за плохое поведение, но забывают объяснить ему, что именно он сделал не так и как теперь можно исправить ситуацию. Американские психологи Тина Брайсон и Даниель Сигел в бестселлере «Дисциплина без драм» подробно объясняют, почему традиционные наказания не имеют воспитательного эффекта.
Большинство современных родителей, решивших никогда не поднимать руку на детей, считают наилучшей альтернативой физическому наказанию изоляцию и лишение развлечений. Правы ли они? Достигается ли так двойная цель приучения к дисциплине?
Откровенно говоря, мы в этом сильно сомневаемся. Мы знаем множество любящих родителей, использующих в качестве основного дисциплинарного воздействия изоляцию. Но, изучив результаты исследований, пообщавшись с тысячами родителей и вырастив собственных детей, мы пришли к выводу, что по целому ряду причин такое наказание нельзя считать оптимальной мерой. Родители, отсылающие в качестве наказания ребенка в его комнату, нередко прибегают к этому слишком часто, руководствуясь единственно своим раздражением. Но вместо этого можно создать для него позитивную и информативную обучающую ситуацию, гораздо больше способствующую достижению нашей с вами двойной цели: наладить взаимодействие с ребенком и развить его мозг…
Опыт изоляции
А какой опыт получает ребенок, отправленный к себе в комнату? Опыт изоляции. Даже если вы сумеете преподнести его в ласковой форме! Вы действительно желаете своему ребенку многократно пройти через опыт одиночества, расплачиваясь за совершенную ошибку? А ведь многим детям, особенно маленьким, кажется при этом, что родители их отвергают.
Не лучше ли помочь почувствовать, что значит поступать правильно? Вместо того чтобы прогонять ребенка, предложите попытаться разрешить ситуацию иначе. Например, если дочь позволила себе разговаривать с вами грубо, пусть попробует выразить свою мысль еще раз, но уже вежливо. Если она плохо обошлась с братом, предложите ей самой решить, какие три хороших дела она сделает для него до того, как пора будет ложиться спать. Благодаря такого рода повторяющемуся опыту в мозге ребенка начнут формироваться и укрепляться нейронные связи, ответственные за правильное поведение…
Изоляция детей редко достигает цели, которую, как предполагается, преследуют родители: дать ребенку успокоиться и обдумать свое поведение. По нашему опыту, дети нередко приходят в еще более раздраженное и взвинченное состояние и окончательно утрачивают способность контролировать себя и обдумать свой проступок. Да и часто ли, по-вашему, дети тратят время наказания на самоанализ? Поверьте нам на слово: главное, о чем думает ребенок в заточении, — какие злые у него родители, раз так с ним обошлись.
Предаваясь мыслям о том, как ему не повезло родиться у таких жестоких и несправедливых мамы и папы, ребенок упускает возможность развить в себе способность к пониманию, эмпатии и решению проблем.Вынужденная скука и одиночество лишают его шанса принять активное участие в разрешении конфликта, оценке ситуации и поиске выхода из нее.
Мы же хотим, чтобы у детей было право самостоятельно решать проблемы, делать верный выбор, а если эмоции все-таки вырвутся из-под контроля, получать от нас утешение и поддержку.
Вы сделаете для своего ребенка очень доброе дело, просто спросив его: «Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы все исправить и решить эту проблему?» Когда ребенок успокоится, он, скорее всего, ухватится за возможность поступить правильно, заодно научившись чему-то важному.
Логика!
Кроме того, наказание одиночеством далеко не всегда имеет прямую логическую связь с конкретным проступком, а ведь наличие такой связи — обязательное условие эффективного обучения.
• Если ребенок изорвал рулон туалетной бумаги, значит, он должен помочь навести порядок.
• Гонял на велосипеде без шлема — в течение двух недель не сможет просто вскочить в седло и умчаться, а должен будет пройти проверку на безопасность.
• Забыл биту на тренировке — значит, ему придется одалживать запасную у товарищей по команде, пока не найдется его собственная.
Все это примеры родительской реакции, очевидным образом связанной с неправильным поведением. Это не месть и не репрессии.
Главное тут — помочь ребенку усвоить урок и понять, что значит поступать правильно. А вот стояние в углу и тому подобные наказания чаще всего никак не связаны с проступком ребенка, поэтому и не оказывают положительного влияния на его поведение.
Полезно почитать. Тина Брайсон, Даниель Сигел: «Дисциплина без драм: Как помочь ребёнку воспитать характер»
Какие только наказания ни придумывают родители для непослушного ребёнка! Но все призывы к дисциплине пропадают зря, а меры не приносят эффекта. Специалисты в детской и подростковой психотерапии напоминают: задача родителей -- научить, как правильно, а не просто наказать, чтобы убрать «проблему» с глаз долой и сбросить охватившее раздражение. Увы, привычка общаться с помощью окриков и запретов влияет не только на отношения внутри семьи, но и на развитие ребёнка, мешая образованию ценных нейронных связей. Книга «Дисциплина без драм» поможет взглянуть на ситуацию под другим углом и подскажет, как реагировать на плохое поведение более осознанно, разбираясь в ситуации и поддерживая эмоциональный контакт с ребёнком.
Читайте также:
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
7 советов родителям, которые не могут справиться с гневом
Фото: Andrei Shumskiy, Ann in the uk, Maximilian100/Shutterstock