Как быстро первоклассник привыкает к школе, новым правилам, режиму? И как понять, что что-то идет не так, и ребенку срочно нужна поддержка? Разбираемся вместе с психологом и школьным коучем Ольгой Гавриловой.
Пора привыкнуть!
Приходя в школу, ребенок сталкивается одновременно с разными трудностями. Это и вхождение в новый детский коллектив, и обустройство на новом месте, и ориентировка в новом пространстве и в непривычном режиме
времени, и осваивание в принципе новой роли ученика. Эмоций очень много, как позитивных, так и негативных, как и
ожиданий, тревог. Которые при неблагоприятном развитии событий перерастают в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны учителей и одноклассников, в боязни школы, нежелании туда ходить.
Обычно недели через две ребенок начинает лучше ориентироваться в организации процесса, понимает, куда он должен идти, где его класс, кто его учитель и одноклассники, запоминает основные школьные правила. Родители на этом этапе часто успокаиваются и считают, что ребенок «адаптировался». Однако, это не так.
Даже детям с высоким уровнем адаптации требуется около двух месяцев обучении на привыкание. Таких детей видно сразу — им нравится ходить в школу, они большую часть времени в хорошем настроении, выполняют требования взрослых, учебный материал усваивают легко, старательны, внимательно слушают учителя, легко заводят дружеские связи в классе. У него хорошее настроение, сон, аппетит. Много ли сейчас таких детей? Правильно, к сожалению, единицы.
Потому что такое возможно при сочетании многих условий: это и хорошее здоровье, физиологическая и психологическая зрелость, хороший уровень развития и самоконтроля, благоприятная семейная атмосфера,
устойчивая привязанность к родителям и их эмоциональная поддержка, и позитивный опыт общения со сверстниками к этому возрасту,
дисциплину, на таких детей чаще всего жалуются учителя. Чаще всего родители заметят отрицательное или безразличное отношение к школе, ребенок жалуется на плохое самочувствие, слабость, наблюдаются
проблемы с настроением, учится со сложностями и неохотно, не может сосредоточиться на уроках и справиться с заданиями, отказывается их делать, требует постоянного контроля и помощи взрослых, ему трудно в
контакте с одноклассниками.
Особенно тяжело, что ребенок в такой ситуации живет в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Ведь отношение к школе и учебе, а также способы реагирования и поведения закрепляются, и потом их очень сложно изменить в лучшую
сторону.
На что обратить внимание?
Школьная дезадаптация часто проявляется в виде разного рода протестов (как активных, так и пассивных) и тревожных реакций. Приведу примеры типичных стратегий, которые закрепляются и становятся «характером» ребенка на многие школьные годы. А ведь это нарушение психического состояния и поведение, обусловленное психическим стрессом,
т.е срывом адаптации!
«Ваня встает во время урока, на переменах бегает и толкает детей, приходит на урок перемены возбужденным и долго не может успокоиться. На уроках часто привлекает к себе внимание, гримасничает, передразнивает детей и учителя, отказывается выполнять задания, говорит, что „это все легкотня“ и ему скучно, невнимателен на уроках. Не терпит замечаний, сразу переходит на повышенный тон, может разрыдаться, скинуть на пол
учебники, опрокинуть стул».«Илья сидит на первой парте. Тихий, незаметный, ни с кем не играет, на уроках смотрит в окно, играет с карандашами, рисует в тетради, за ходом урока почти не следит. Когда учитель задает Илье вопрос, мальчик часто его
просто не слышит.»«Света — робкая, стеснительная, смотрит в пол, отвечает очень тихо, на перемене стоит у стены, смотрит на играющих ребят, но сама не подходит. Плачет, если не знает ответа или не получаются ровные строчки. Руку на уроке не поднимает. Домой приходит и ложится спать, спит иногда 3−4 часа. Потом делает уроки и плачет.»
Очень важно, как пройдет адаптация малыша к 1 классу, для всего его дальнейшего жизненного пути, для его других, будущих адаптаций к новым условиям. Чем раньше вы поймете, что ребенку трудно, что нагрузка, интеллектуальная или эмоциональная, непосильна, что ему нужна помощь, тем быстрее сможете помочь отрегулировать ситуацию и решить возникшие проблемы.
Как понять, что что-то у ребенка в школе пошло не так?
Одновременное наличие хотя бы трех пунктов говорит о серьезном риске срыва адаптации, да и один уже должен насторожить.
1. Устойчивое негативное отношение к школе.
2. Сниженное настроение, отсутствие интереса.
3. Низкие достижения при нормальном развитии, отвлекаемость.
4. Упрямство, проявления агрессии, вспышки гнева, нарушение школьной дисциплины.
5. Постоянные фантазии, появившаяся лживость.
6. Повышенный страх и тревожность, частые эмоциональные расстройства.
7. Заметная уединенность, заторможенность, угрюмость и недовольство, говорение с самим собой.
8. Неуверенность, чувство собственной неполноценности.
9. Отсутствие общения или конфликты с одноклассниками или невозможность играть с ними на переменах.
10. Появившиеся проблемы с самочувствием и поведением — а это уже сигналы SOS!
- нарушения сна (трудно заснуть или, наоборот, встать утром, кошмары, ночные пробуждения, говорение и хождение во сне)
- изменение аппетита (в любую сторону), резкое изменение веса
- сверхчувствительность, неадекватные страхи, тревожность, плаксивость, раздражительность
- чрезмерная подвижность, возбудимость или, наоборот, желание ребенка долго лежать после школы (вялость, постоянная усталость)
- частые головные боли (утром перед школой или после возвращения домой) или беспричинные боли в животе, тошнота и рвота, особенно утром перед школой, поносы или запоры, несколько ОРЗ в сентябре-октябре, обострившиеся кожные проблемы и др. нарушения здоровья
- энурез (недержание мочи), тики, запоры, поносы, дрожание пальцев рук, сосание пальцев, обгрызание ногтей
- сосание пальцев, обгрызание ногтей, заусенцев, кусание и облизывание губ, ковыряние в носу, многократное повторение каких-либо действий (теребит волосы, расчесывает кожу, постоянно дотрагивается до половых органов, задерживает там руку и т. д)
- быстрые подергивания (тики) лица, плеч, рук и т. п, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк.
Если есть подобные проявления, особенно несколько сразу, то тут уже не просто надо регулировать режим дня, общую нагрузку и общий эмоциональный фон дома и в школе, а требуются консультации и помощь специалистов.
Отсутствие такой помощи в период адаптации может привести к развитию невротических реакций и расстройств.
Неврозы, «синдром тревожного ожидания» (школьная фобия), депрессия, тревожное расстройство — неполный список осложнений срыва адаптации. Начать стоит с консультации детского невролога, который оценит состояние нервной системы ребенка и его физиологические ресурсы. В случаях, когда надо оценить эмоциональное состояние ребенка и понять, что именно его напрягает и что можно с этим сделать, стоит обратиться к детскому психологу.
Может понадобиться помощь других смежных специалистов (педиатра, возрастного физиолога, нейропсихолога и др.)
Неврозы встречаются чаще всего и очень распространены. Ребенок боится выходить к доске, боится бесед наедине с учителем, сильно переживает из-за контрольных и любых проверок знаний. В основе лежат страхи: «Что может что-то случиться», «Я не справлюсь». С этим работают психологи. Присоединение психосоматических признаков (нарушение в состоянии здоровья и функционировании организма) говорит о еще более серьезном истощении нервной системы, например, о развивающейся депрессии.
Ребенок не хочет идти в школу, постоянно плачет и капризничает, нарушен сон. У детей депрессивные состояния часто сопровождаются развитием агрессивности, высокой возбудимостью, а не упадком сил, так что они совсем не очевидны неспециалисту. Разобраться здесь поможет детский психиатр. Во многих случаях ребенка ведут параллельно два специалиста, например, невролог и психолог. Чем раньше будет оказана необходимая помощь, тем легче и быстрее можно помочь ребенку справиться со сложностями адаптации.
Читайте также:
«В школу больше не пойду!». Что ответить первокласснику?
Занятия для дошкольников: когда пора остановиться?
35 книг, которые помогут детям учиться дома
Фото: PV productions, Veja, Ulza/Shutterstock