Поспорили, повздорили, поругались… Нет сил смотреть и слышать, как плачет ребёнок, обидевшись на родителей после ссоры. Мама или папа идут мириться. И вот, когда все вроде бы начали успокаиваться, обнялись, с языка сами срывают слова, которые могут всё испортить. Какие?
«Но ты сам виноват!»
Вроде бы вы пошли на примирение, а после этой фразы получается, что виноват во всём был ребёнок. И вместо чудесного ощущения, что мама рядом, поддерживает, понимает и готова признать несправедливость, появляется неприятное чувство, что это она притворялась, — просто чтобы побыстрее уладить конфликт — и так ничего и не поняла. Если хотите донести до ребёнка, что и вам было обидно и неприятно, описывайте свои чувства («Мне было больно услышать, что я плохая»), а не обвиняйте.
«Да я вообще другое имела в виду, откуда ты это взял?»
И снова получается, что дошкольник всё напутал, неправильно услышал — и ссора выросла из-за недоразумения и того, что «кто-то плохо помыл уши». Согласитесь, это больше похоже на нападение, чем на мирные переговоры. Эти слова попутно обесценивают переживания ребёнка: они же «ненастоящие», как и причина ссоры. Да, бывает, что мы понимаем друг друга неправильно. Объясните, что же вы хотели сказать: подберите слова более тщательно и выразите мысль более ясно.
«Да на что тут обижаться-то было!»
Ну всё же просто: раз обиделся, значит, было обидно. Мы все разные, и чувствовать можем по-разному. Если уж ваши слова задели, сделали больно, не надо пытаться убеждать ребёнка, что это какая-то «неправильная» реакция и «нездоровые» эмоции. Даже если вам кажется, что малыш уж слишком чувствительный и ранимый, плачет из-за всего подряд, поговорите с ним о его чувствах: на что они похожи? Можно попробовать нарисовать их. Чтобы научиться управлять эмоциями, их надо сначала научиться понимать и правильно называть.
«Ну хватит дуться!»
Как-то это всё упрощает, нет? Звучит вроде бы примиряюще, но слегка пренебрежительно, низводя обиду до какого-то каприза, блажи. Любой человек перестаёт «дуться» тогда, когда действительно успокаивается, переживает ситуацию, но не раньше. Не торопите события, — это слишком похоже на давление.
«А извиниться-то ты не хочешь?»
Вы можете сказать это, поглаживая по голове. Но это всё равно давление, подталкивание к тому, «как надо»… Если он сам не «дозрел» и толком не понимает, за что просить прощения, то извинения превращаются в пустую формальность. Чтобы понять причину, из-за которой всё произошло, всем надо выговориться, выслушать друг друга, снова почувствовать доверие, — не торопитесь действовать «по протоколу». Иначе со временем этот ритуал может заменить любое выяснение отношений.
Читайте также:
Как научить ребёнка извиняться: 7 шагов
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
«Все у нас хорошо!» Показывать ли детям свои эмоции?
Фото: Jet Cat Studio/Shutterstock.com