«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
22:30
«Смешарики». Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
0:10
«Турбозавры». Мультсериал
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
2:00
«Оранжевая корова». Мультсериал

Мам, мы теперь бедные? Как сказать детям, что у семьи мало денег



Очередной кризис в стране и мире, в том числе финансовый, у многих уменьшились доходы и увеличились расходы, кто-то потерял работу, кому-то нужны деньги на лечение родственников. Как объяснить детям, что финансовое положение семьи ухудшилось и придется на какое-то время отказаться от привычного образа жизни и экономить? Вот что говорят психологи.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Все поменялось?

Кажется, у семьи наступило непростое время: по разным причинам уровень дохода семьи снизился. В таких ситуациях родители часто чувствуют не только потерю стабильности, но и себя — плохими родителями, которые лишают детей права на счастливую жизнь, отнимая у них те блага, к которым все уже привыкли. Злость, смущение, тревога за своё будущее, беспомощность — все это совсем не улучшает наши отношения с окружающими, мешает нам подобрать подходящие слова для того, чтобы объяснить самим себе, что с нами происходит, а потом и детям. Наши интенсивные чувства мешают нам искать какие-то творческие способы регулирования кризисной ситуации.

В любой сложной ситуации, в том числе финансовой, важно, чтобы взрослые члены семьи собрались вместе и попытались описать простыми словами то, что сейчас происходит, даже если это кажется очевидным. Описать и написать. Лучше всего с цифрами: было — стало. После этого стоит объяснить такими же простыми словами происходящее и детям.

Какими словами? Я спросила своих коллег -психологов, как они справлялись, когда семью накрывал финансовый кризис, как они предложили бы рассказывать детям о том, что происходит, а также что из этого получилось. Возможно этот личный опыт других семей станет для вас поддержкой, надеждой и возможностью пройти через этот непростой период в жизни с меньшими потерями.

Елена Громова, семейный и детский психолог (Москва), мама троих детей
Елена Громова, семейный и детский психолог (Москва), мама троих детей

Елена Громова: «Я бы так просто и сказала: что сейчас денег стало зарабатываться меньше, чем было раньше, цены в магазинах стали выше, поэтому пока нам придётся с этим научиться жить и обходиться. Будем более продуманно подходить к покупкам, в чём-то ограничивая себя. А время пройдёт — вполне возможно, что ситуация с деньгами изменится в лучшую сторону».

Нина Шкилева, детский аналитический психолог (Белгород)
Нина Шкилева, детский аналитический психолог (Белгород)

Нина Шкилева:
Как объяснить ребенку, что вы не можете купить все, что ему хочется? На мой взгляд, этот вопрос ничем не отличается от вопросов «Как сказать ребенку, что он не сможет подпрыгнуть до потолка» или «Как объяснить, что ночью нужно спать». Это просто реальность. У всех разные финансовые возможности, которые могут меняться в течение жизни. И «Мы не можем отправиться в экспедицию на Северный полюс, потому что это дорого, мы с папой столько не зарабатываем» — вполне доступная ребенку формулировка. Реальность вообще во многом состоит из ограничений, и наша задача как родителей как раз в том, чтобы научить ребенка их понимать и выдерживать.

Но что же не так с этим вопросом, почему про прыжки до потолка мы не переживаем, а про деньги переживаем так сильно? Это же совершенно нормально, ресурс может быть, а может и не быть. Да, мы переживаем, если не можем чем-то важным обеспечить детей. Но тут дело не только в этом.
Детство нынешних родителей (80−90е годы, и частично нулевые) пришлось на времена, когда социальное расслоение по признаку финансового благополучия стало очень заметным. В вашей школе травили кого-то за то, что он «нищеброд», ходит в одной и той же одежде, у него нет какой-то модной вещи? В моей — да, и ещё как.
Поэтому когда мы не можем купить что-то ребенку, нам может быть стыдно. Даже если отсутствие этой вещи никак не скажется на его благополучии.

Сегодня ситуация обострилась, у многих семей меняется уровень дохода. И это тоже конечно же вызывает много чувств у нас, взрослых: чем сложнее нам с этим разобраться и принять самим, тем сложнее слышать вопросы от детей.

Мне кажется, что для развития наших детей очень полезно, если в окружении семьи есть люди с разными финансовыми возможностями: важно обсуждать, что наличие дорогой машины не делает человека хорошим и плохим, что кому-то живётся труднее, чем нам, а кому-то намного легче в плане денег. Важно обсуждать, что ситуация может меняться в любую сторону, иногда это зависит от нас, но иногда не очень. Но всё это можно пережить. И это непростая задачка: как достичь того, что я хочу, если я имею то, что имею, не больше и не меньше? От чего могу отказаться совсем, что заменить, что отложить «на потом». Деньги это ресурс, им можно по-разному распоряжаться, но они не делают умнее, добрее, не делают хорошим другом или счастливым родителем. Это важная часть знаний об устройстве мира. Если вы не можете купить ребенку дорогую игрушку, это хороший повод об этой стороне жизни рассказать.

Вера Поветкина, детский аналитический психолог (Москва)
Вера Поветкина, детский аналитический психолог (Москва)

Вера Поветкина:

Мне кажется, важно обсуждать с детьми открыто:
У нас есть определенная сумма в месяц (то, сколько папа/мама зарабатывают), у нас в семье есть разные нужды и то, за что мы должны платить. Сейчас эта сумма стала меньше, так бывает в жизни, что приходится выбирать и решать — что важнее купить, на что в первую очередь потратим.

Но свои желания записывать можно и нужно. Когда появится возможность, у нас будет список «хотелок». Со своим ребенком, когда после развода резко сократились доходы и выросли необходимые статьи расходов, я всё равно заходила в магазин, мы стояли около витрины, рассматривали игрушку или вещь, которая нравилась, вместе восхищались и грустили, что такую красоту не можем сейчас купить. Иногда несколько раз заходили. И шестилетний ребенок принимал это. Более того, я обратила внимание, что спустя какое-то время, когда появилась возможность купить, у ребенка отпала необходимость эти вещи покупать, когда я предложила. Будто бы ей важнее было разделить со мной свое желание, почувствовать, что я его не игнорирую и уделяю достаточно времени, не тороплю и стою у витрины столько сколько надо.

Ольга Плешивцева, клинический психолог (Томск), мама одного ребёнка
Ольга Плешивцева, клинический психолог (Томск), мама одного ребёнка

Ольга Плешивцева:

Я бы говорила следующее :
1. Что произошло: стало меньше работы, не платят зарплату или что-то ещё.
2. Какие средства есть, на что можно рассчитывать.
3. Составлять список покупок, ранжировать их по значимости.
4. Составлять список желаний и мечт, заходить в магазины, смотреть, планировать.
5. Если у ребёнка есть карманные расходы и в этой ситуации он их лишается, объяснить почему, точно ли во всем объёме? У ребёнка должно быть точное представление о том, когда вы сможете восстановить эту статью расходов (и это должно быть понятно).


Юлия Шадрунова, экзистенциальный психолог (Москва)  мама троих детей
Юлия Шадрунова, экзистенциальный психолог (Москва) мама троих детей

Юлия Шадрунова:
У нас был период несколько лет назад, когда упали резко и внезапно наши доходы. Сначала с мужем обсуждали, какие статьи придётся «зарезать», под нож пошли рестораны, развлечения, путешествия, дорогая одежда, няня и домработница. Так и сказали детям, что вот это и это пока не сможем себе позволить — вот по таким причинам. Дети сразу много узнали об экономике, как и из чего складывается бюджет и сколько уходит денег на разные статьи. Начали интересоваться ценами. Больше всех страдала дочь-подросток (одежда, тусовки, лагеря), страдала громко и во всеуслышание. Говорили, что понимаем ее, и нам тоже очень жаль, но сейчас это так. Младший, мне кажется, вроде бы не заметил изменений, но было очень трогательно, когда он в магазине брал чупа-чупс и спрашивал — мама, мы может это себе позволить?
Зато вместо походов по заведениям мы стали больше гулять вместе, ходить по музеям, устраивать семейные посиделки со свечами, пирогами и настольными играми. Основная нагрузка, конечно, легла на нас, родителей.
Этот опыт показал, что возможности, которые дают деньги, вполне компенсируются родительским вниманием и совместным временем. С подростками, конечно, сложнее.

Александра Бугаева, детский психолог (Санкт-Петербург)
Александра Бугаева, детский психолог (Санкт-Петербург)

Александра Бугаева:

Когда дети были маленькие, этот вопрос не стоял так остро. Сейчас они уже подростки, их потребности возросли. Денежные вопросы, в которых затрагиваются интересы детей, мы обсуждаем всей семьей. Например, мои дети захотели себе компьютер (причем каждый). Я и муж сразу сказали, что такой суммы нет. Мы сели все вместе и посчитали, сколько денег на это требуется, и что каждый член семьи может сделать, чтобы необходимая сумма появилась. Родители ходят на работу, а дети предложили свой вариант — копят деньги, которые им дарят бабушки, другие родственники. При этом мы предложили детям открыть банковские счета, чтобы на суммы начислялись проценты. В итоге за 1,5 года дети смогли накопить сумму в 60% от стоимости техники. Остальное добавили мы (родители).

Елена Лавренова, аналитический психолог,  мама двоих детей
Елена Лавренова, аналитический психолог, мама двоих детей

Елена Лавренова:

Весной, во время карантина, и в начале лета нам пришлось пережить ограничения не только в финансах.
В первую очередь поговорить нужно родителям между собой, представить себе, насколько серьезная ситуация и сколько она продлится, что вы можете предпринять. Затем мы составили список: необходимое (вода, еда, газ, дрова — мы живем за городом), обязательное (оплата обучения, интернет, одежда, тренировки, психолог и т. д.), желательное (вот здесь нужно хорошо подумать, так как некоторые мероприятия в период больших ограничений могут стать обязательными, например семейные выходы раз в неделю или развлечения, но им же можно найти более дешевую или бесплатную замену). Совместные прогулки на велосипедах стали для нас таким полезным и объединяющим занятием. Также мы четко определили то, что позволить себе не сможем (отменили поездку на море, походы в рестораны).

После отдельного разговора родителей между собой разговариваем вместе с детьми, объясняем ситуацию, корректируем бюджет, беря в расчёт их пожелания. Грустим вместе. Например, моим детям, им 7 и 17 лет, пришлось договариваться о «хотелках». В нашем случае мы оставили обязательные образовательные программы, одну из дорогих тренировок пришлось отменить, бесплатные оставили. Пришлось поискать по чердакам и подвалам, посмотреть, что есть в интернете — чем наполнить наше свободное время. Нашла бесплатные образовательные проекты и те, которые стоят недорого. Достали настольные игры. Я наблюдала за детьми: насколько они быстро приспосабливаются к новым обстоятельствам, как переживают ограничения. Часть предложений они вносили сами: старший стал готовить нам некоторые блюда, да и вообще вместе готовили, младший определял распорядок дня — с кем и что можно поделать. Всем было непросто. Но в итоге этот период получился очень продуктивным и поучительным для всех.
Кстати, мы каждую неделю возвращались к бюджету: иногда что-то меняли, иногда напоминали себе, что ограничения временные и мы вместе справимся. Вспоминая наши поездки, мечтали о том, куда поедем, когда сможем.

Ольга Трухина, аналитический психолог (Москва), мама троих детей
Ольга Трухина, аналитический психолог (Москва), мама троих детей

Ольга Трухина:

Думаю, важно говорить с детьми о реальной ситуации, без прикрас, как бы это ни было трудно. В этом тоже сложность, потому возвращает и взрослого больше в реальность происходящего. Например, так: «Сейчас не самое простое время для нас. Наши доходы стали существенно меньше, потому что… [здесь у каждого свои причины]. Но так будет не всегда. Потребуется некоторое время, чтобы снова вернуть привычный доход. Нам придется некоторое время экономнее расходовать деньги, мы не сможем покупать что-то, чего очень хотим. Желания и потребности имеют значение, они важны. Не стоит отказываться от них. Мы можем записывать их в лист ожидания, ходить в магазин и смотреть на то, что хочется, и когда ситуация изменится, а желание все ещё останется, сможем его осуществить».
Детей школьного возраста неплохо привлекать к планированию бюджета, по опыту многим это интересно, у них много открытий «так вот куда улетают деньги».

Важно понимать, какие маленькие желания можно осуществить даже в очень экономном режиме. Не забывать, что радостно проведенное совместное время, общение с друзьями, вкусный пирог с хорошим фильмом и поддерживающая атмосфера семьи, где признают и дают место разным чувствам, помогают пережить время испытаний.

Татьяна Соболева, клинический психолог, аналитический детский и взрослый психолог
Татьяна Соболева, клинический психолог, аналитический детский и взрослый психолог

Татьяна Соболева:

Мне кажется, что важно обсуждать с детьми уровень доходов, чтобы они понимали этот уровень не умозрительно, а в сравнении с чем-то. Конечно, понимание ситуации будет зависеть от возраста ребенка. С маленькими детьми можно приводить наглядные примеры — что сколько стоит, чтобы ребенку было легче в материальном мире сравнить с чем-то. Помните, как у Григория Остера длину удава можно было мерить как слонёнками, так и попугаями. Например, раньше у нас в семье на такую зарплату (условно) можно было купить 100 буханок хлеба, 1 коробку среднего набора Лего, 2 пары перчаток и т. д. А теперь только 1 пару перчаток, 80 буханок… и т. д… И спросить ребенка, что бы он выбрал из того, что есть. Мне кажется, что очень важно давать детям выбор, даже если доходы уменьшились.

В своей практике родителям маленьких клиентов (тем, кому сложно ждать покупки и очень-очень хочется, вот прямо сейчас…) я также рекомендую завести «мечталки». Это такие картинки из каталогов товаров, на которые можно смотреть и выбирать в течение какого-то времени: что купим и когда купим, нужно или нет и т. д. У ребенка есть зрительный образ, который уже есть в его мечте. Интересно, что через какое-то время ребенок может насытиться мечтой и начать мечтать про другое. И это будет означать, что-то предыдущее, может быть, и не очень нужно было, а хотелось заполнить внутреннюю пустоту. За время таких «мечтаний» у взрослого появляется возможность обсудить с ребенком «за» и «против», а у ребенка — сформировать у себя переходную зону ожидания.

С детьми постарше или подростками также можно обсудить доходы и их распределение, сказать, что, скорее всего, в связи со снижением доходов, возможностей купить то что хочется и важно для ребенка, будет меньше. Но для него это прекрасный шанс освоить новую более независимую от рекламодателей позицию с ориентиром, например, на увлечение из другой сферы, которая обойдется дешевле, но расширит его кругозор и, возможно, сделает его более интересным для сверстников. В общем, я против резкого ограничения ребенка в целях экономии, но за соблюдение баланса между желаниями и возможностями с постепенной идейной переориентацией.

Читайте также:

Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?

Если родители — перфекционисты: 6 травм родом из детства

Как дети понимают, что родители в стрессе?

Фото: WAYHOME studio, Pixel-Shot, Cookie Studio/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти