Ребёнок вернулся домой из сада и первым делом побежал… в туалет — еле-еле дотерпел. Потому что в саду он в эту комнату старается не заглядывать.
Когда он шёл в детский сад уж насчет чего-чего, а туалета мама была спокойна: пользоваться умеет, даже руки потом моет сам безо всяких напоминаний! Ну, а на случай «эксцессов», достаточно положить в шкафчик пакет со сменным бельем …
Но оказалось, всё не так просто: ребёнок, который дома сам бежал в туалет, в детском саду просто наотрез отказывается туда заходить, терпит, страдает, всё чаще случаются «казусы», и воспитательница уже недовольна, что его приходится мыть и переодевать каждый день.
Холодно, страшно, неудобно
Детский сад — довольно серьёзные изменения в жизни ребёнка. Там всё новое, всё по-другому. Новые взрослые, незнакомые дети, непонятная еда, другой режим дня. Поэтому и говорят, что на привыкание нужно время: кому-то достаточно недели, а кому-то и полугода мало.
Ну, а поход в туалет — дело интимное, которое для стеснительного ребёнка может обернуться настоящей проблемой. Что может смущать?
- незнакомый антураж, холодное сидение, неприятный запах, непонятное устройство или расположение кнопки слива, например.
- постоянные свидетели,
- необходимость ходить не по желанию, а по графику — когда перед прогулкой, перед дневным сном все дружно слышат «ну-ка быстро на горшок!»,
- необходимость сообщать чужому человеку (воспитателю) о том, что ему надо сходить.
И ещё много чего ещё…
Вот этого делать не надо:
- громко обсуждать тему при ребёнке со всей семьёй, друзьями, воспитательницей;
- сетовать: «Да что ж такое-то! Другие дети нормально ходят, а с тобой одно расстройство»;
- подтрунивать: «Ну как? Опять всё самое ценное домой принёс?»;
- запугивать: «Будешь всегда терпеть (будешь писаться) — придётся операцию делать!»
Может, он сам справится и лучше вообще не заострять? А вы поставьте себя на его место: как же это неудобно и мучительно. Не говоря уже о том, что постоянный стресс из-за туалетных дел может привести и к серьёзным физиологическим и психологическим проблемам.
Обследуем, играем, говорим
Проработайте с ребёнком ситуации, которые вызывают затруднения:
Побывайте в самой туалетной комнате в группе: объясните и покажите, где какая кнопка нажимается, убедитесь, что ребёнок понимает, как всё работает. Может, что-то пугает или беспокоит? «Страшная» наклейка на шкафчике, окошко под потолком (вдруг кто-то плохой заглянет?), свист ветра в вентиляционном отверстии (там живёт привидение!), — обсудите и постарайтесь развеять страхи.
Ему неловко находиться в туалете при свидетелях? — Вместе проговорите, что можно подождать, пока другой человек выйдет, попросить того выйти или отвернуться, самому прикрыться чем-то, если очень-очень неловко. Проиграйте с помощью игрушек, что можно делать и что говорить, чтобы в голове остались уже готовые, «отрепетированные» варианты.
Объясните, что он имеет право и должен отпрашиваться в туалет в любой момент, даже когда все заняты аппликацией или уже сели обедать. Потому что терпеть — это неправильно и даже вредно. Вместе посмотрите хорошую детскую книжку или передачу, где подробно рассказывается об анатомии, в том числе об устройстве кишечника и мочеполовой системы: пускай убедится, что это естественный процесс, а вовсе не его капризы и причуды.
Стесняется сказать об этом вслух при всех? Придумайте вместе какую-то более нейтральную фразу («Можно выйти?», «Мне нужно отойти») — и договоритесь с воспитательницей в присутствии ребёнка о том, что она будет внимательна к такой его просьбе.
Аккуратно поговорите и с воспитателем о том, чтобы не допускал шуточек или резких замечаний на эту деликатную тему, в том числе среди младшего персонала и ребят («Ну что ты там засел, тебя все ждут!», «Фу, всё испачкал, настоящий поросёнок», «Ну-ка быстро признавайтесь, кто за собой не спустил?!»).
Наладьте и дома режим дня: утром до сада надо обязательно не забыть зайти в ванную комнату. В выходные ещё раз проработайте хорошенько все гигиенические процедуры: возможно, ребёнок так привык дома пользоваться мягкой четырехслойной бумагой с ягодно-цветочной отдушкой. что тонкая и серенькая садиковская для него — и не бумага вовсе, и он искренне не понимает, как её применять. Специально купите рулон самой простой: пусть убедится, что она обычная и работает не хуже.
Такая проблема часто бывает и у младших школьников
Неуютный школьный туалет совсем не похож на красивый домашний, в него могут зайти и «ужасные» громкие старшеклассники.
- Будьте внимательны к ребёнку. Дети школьного возраста часто стесняются отпрашиваться. Напомните, что делать это можно и нужно даже посреди урока. Опять же, придумайте вместе максимально нейтральную фразу, произносить которую ему не так неловко. Если вы узнали, что учитель не отпускает — не откладывая, поговорите с ним: это вопрос здоровья ребёнка.
- Давайте с собой в школу салфетки, санитайзер — гигиенические условия в школьном туалете могут быть так себе.
Читайте также:
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
Готовимся к детсаду: важные вещи, о которых родители часто забывают
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду
Фото: Zhuravlev Andrey, Iulian Valentin/Shutterstock.com