Что лучше всего мотивирует ребёнка? Может, метод «кнута и пряника» — хвалить, обещать награду — и ругать, когда не справился? Но есть способ лучше и эффективнее: предлагаем его изучить.
Когда дело доходит до мотивации, многие родители используют подход наград и наказаний, например, призы или таблицы с баллами, где отмечается хорошее и плохое поведение. Вначале это может работать — но потом, как правило, перестает, а иногда даже имеет неприятные последствия. Когда дети реагируют на «кнут и пряник», они действуют, исходя из внешней мотивации, но в долгосрочной перспективе этот метод неустойчив. Многие исследования показали, что обещанное вознаграждение (например, мороженое или видеоигра) или контролирующий фактор (например, наказание или лишение привилегий) снижают внутреннюю мотивацию и снижает интерес.
Чтобы ребенок чувствовал себя мотивированным, он должен получать удовольствие от того, что делает, а награды, похвалы и наказания этому не помогут — скорее наоборот.
Как использовать внешнюю мотивацию
К счастью, не все внешние мотивы плохи. Среди типов внешней мотивации есть «интегрированная мотивация» — она возникает, когда люди отчетливо видят связь между своими планами, действиями и результатом. Это означает, что человек изучил причину и обнаружил, что она соответствует его собственным ценностям и потребностям — это ведет к самостоятельности и достижению лучших результатов. Как научить этому ребенка?
1. Откажитесь от мотивации
Ваши попытки мотивировать ребенка, скорее всего, имеют противоположный эффект — демотивируют его. Внутренняя мотивация — это самостоятельное получение удовольствия от занятия. Если кому-то не нравится что-то делать — никакие подталкивания, подкупы или угрозы не смогут заставить его получать от этого удовольствие. Таким образом, традиционные способы мотивации детей — поощрение, похвала, упреки, критика и наказание — непродуктивны.
2. Вдохновляйте, а не контролируйте
Поощрение, похвала, упреки, крититка и наказания — это способы контролировать чье-то поведение. Будучи контролирующим родителем, вы все равно не сможете влиять на внутреннюю мотивацию ребенока — потому что давление или будущая награда не связаны с его деятельностью.
Противоположность подконтрольности — автономность, самостоятельные решения и выбор действий. Самостоятельность — необходимое условие внутренней мотивации. Исследования показали, что чувство автономии может усилить внутреннюю мотивацию человека. Когда школьники не находятся под контролем постоянно (например, во время дистанционного обучения), они демонстрируют больше успехов, лучше усваивают материал и дольше помнят его. Чтобы эффективно мотивировать ребенка учиться хорошо, старайтесь вдохновлять, а не контролировать. Лучший способ — это показать преимущества и интересные стороны самого занятия и то, как можно получать от этого удовольствие.
- Покажите детям, что изучение нового навыка и овладение им — это весело.
- Создайте учебную среду: мы учимся получать новые знания, а не просто выполнять домашнее задание или получать хорошие оценки.
- Разбудите их любопытство, показывая им различные способы выполнения задания.
- Позвольте им выбирать занятия в соответствии с интересами.
- Отмечайте вместе успешные этапы.
- Поддерживайте и давайте конструктивную обратную связь, а не критикуйте.
- Когда ребенок застревает на проблеме, помогите отнестись к ней как к вызову, который они могут преодолеть, а не как к «трудности».
- Не называйте детские занятия «работой» или «обязанностью».
3. Помогите усвоить и попробовать
Некоторые занятия и правда не приносят удовольствия, но их все равно нужено делать. Если это так, помогите ребенку разобраться:
определить, почему та или иная деятельность важна, осознать необходимость в ней. Если ребенок поймет смысл и ценность того, что нужно делать, ему будет легче это делать. Например, футбольная тренировка может быть и скучной, и трудной, но практика — важная и необходимая часть достижения мастерства.
4. Позволите принимать решения
Автономия и самостоятельность важны для создания внутренней мотивации. Детям необходимо иметь возможность принимать собственные решения, чтобы чувствовать себя независимыми. Многие родители опасаются, что если они позволят своим детям принимать собственные решения — они обязательно будут неправильными. Но точно так же, как падения — это неизбежная часть обучения ходьбе, принятие неправильных решений — неизбежная и важная часть обучения тому, как принимать правильные решения. Детям также нужна возможность попрактиковаться в принятии решений, чтобы обрести уверенность в себе. Если деятельность не связана со здоровьем или безопасностью, позвольте выбирать самим — или с вашим участием, и чтобы позволить им столкнуться с естественными последствиями. Например, если ребенок отказывается делать домашнее задание, даже после того, как вы объяснили его важность — он может столкнуться с тем, что его будут ругать в школе или он получит двойку.
5. Выбирайте подходящие задачи
Один из лучших способов повысить внутреннюю мотивацию — помочь ребенку почувствовать свою компетентность, что он справляется. Если занятие слишком легкое, ребенку быстро станет скучно, а если слишком тяжелым, ребенок будет разочарован или неуверен в себе.
Оптимальная задача — та, которая немного сложнее, чем-то, что ребенок уже освоил, но все же достижимо с помощью практики и некоторорых усилий.
Также важно помочь детям сформировать установку на рост — когда они на практике выясняют, что навыки и мастерство можно улучшить с помощью практики и упорного труда. Дайте им понять, что главное — это практика.
6. Поддерживайте близкие отношения
Поскольку далеко не все занятия — интересные и захватывающие, важная причина, почему дети будут это делать — хорошие отношения с важными им людьми. Даже в классе, когда ученики чувствуют, что учитель уважает и заботится о них, мотивация выше. Чувство принадлежности и близости, крепкая эмоциональная связь с родителями повышает уверенность детей в себе. Если ваши отношения с детьми крепкие — они с большей вероятностью будут вас слушать и слушаться, будут более мотивированы заниматься делами, которые вы считаете важными.
Исследования показывают, что родители, которые придерживаются авторитетного стиля воспитания, отзывчивы к детским потребностям, имеют более крепкую связь с детьми.
7. Участвуйте в том, что делает ребенок
Это не значит, что надо делать за него уроки, создавать проекты или придумывать поделки. Есть много способов принять участие — волонтерство, помощь в подготовке мероприятий или спортивных соревнований, помощь в школьных проектах. Даже пока ребенок делает уроки — вы можете быть рядом, занимаясь своими делами. Важно: участие не означает контроля.
Может быть сложно перестать обещать детям награду за новые умения или выполненные задания. Иногда нам просто хочется подарить ребенку что-нибудь, чтобы отметить успех. Лучше не связывать успех и подарок напрямую — «если ты это сделаешь, куплю тебе игрушку»: пусть награда будет неожиданной и будет получена только после выполнения задания.
Читайте также:
5 способов мотивировать к учёбе, которые не работают
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
«Ни стыда, ни совести!»: почему стыд — плохой метод воспитания
Фото: Shutterstock