Наверняка хотя бы раз в неделю эту фразу слышит каждый родитель: «В школу не хочу!». Может, это просто капризы, а может, за таким нежеланием стоят довольно важные причины, которые не стоит игнорировать.
Учеба и правда требует немалых усилий, даже если нам кажется, что ребенок «не может уставать». Нужно справляться с умственной и психологической нагрузкой, ежедневно взаимодействовать с учителями и одноклассниками, нести ответственность за свои оценки. В результатедети порой теряют энтузиазм и не хотят идти в школу. Что делать в подобных ситуациях, рассказывает менеджер по развитию платформы Znanija.com в России, Польше и Румынии Юлия Белецкая.
Причины нежелания идти в школу могут быть очень разными. К примеру, у первоклассников это часто связано с трудностями адаптации к новым условиям — например, если ребенок стеснительный, теряется в большом коллективе, не знает, как себя вести в незнакомых ситуациях. Не игнорируйте подобные жалобы, также не стоит раздражаться, ругать его или наказывать — это лишь ухудшит ситуацию. Лучше постарайтесь выяснить, что именно не нравится в школе, уважая мнение и чувства сына или дочери.
Особенно следует насторожиться родителям, когда школьник стал раздражительным, агрессивным или, наоборот, плаксивым, апатичным, странно себя ведет, плохо спит.
Если ребенок не хочет рассказывать о своих проблемах, не нужно на него давить — попробуйте поговорить позже, но не специально, а между делом, например, на прогулке. А пока можно пообщаться с учителем, школьным психологом или обратиться к одноклассникам и их родителям, если есть хорошо знакомые. Пусть поделятся наблюдениями, порой это помогает прояснить ситуацию.
В некоторых случаях причина нежелания — усталость и перегрузки, иногда камнем преткновения становится неприязнь со стороны других детей или конфликт с учителем. Также нежелание возникает, когда ребенку трудно учиться, а дома вы ждете от него только отличных результатов.
Обратите внимание на режим и нагрузку
Проанализируйте ежедневную нагрузку школьника: успевает он отдохнуть после занятий? Высыпается ли? Не слишком ли много времени проводит в секциях и кружках? Они, как и учеба, могут утомлять, если требуют умственной нагрузки или не нравятся ребенку, а он занимается по настоянию взрослых. Поэтому выбирайте такие внеклассные занятия, которые увлекают школьника и вносят разнообразие в его жизнь. Но даже интересных секций и кружков не должно быть много, так как необходимо время для отдыха. Не забывайте про регулярные прогулки для снятия напряжения, особенно на природе или в парке, где тихо и спокойно. Хорошо подойдет и спорт — велосипед, лыжи, коньки, бассейн, но только если школьник делает это по желанию, а не по принуждению родителей. Можно освоить детские медитации для расслабления по вечерам.
Анализируйте семейную атмосферу
Обстановка в семье напрямую сказывается на учебе. Поэтому старайтесь регулярно уделять внимание ребенку, чтобы он ощущал себя нужным. Искренне интересуйтесь его школьной жизнью, и прежде всего не оценками, а тем, что он чувствует и думает: в каком настроении пришел из школы, какие эмоции переживал за день и почему, что нового узнал, чему научился. Вместе радуйтесь успехам. В случае неудач не критикуйте и не упрекайте, а сопереживайте и обсуждайте, что можно сделать, чтобы в другой раз получилось лучше. Так будут укрепляться доверительные отношения. Помните, что главное в общении родителей с детьми — теплое общение, объединяющее семью. Отсутствие такого единения вызывает апатию или агрессию у ребенка и, как следствие, нежелание учиться. Также влияют на детей конфликты родителей и другие серьезные семейные проблемы.
Формируйте у школьника здоровое отношение к учебе
Трудности с учебой могут быть как ситуативные, связанные с непониманием одной-двух тем, так и обусловленные заметным отставанием от программы. Чтобы подобные обстоятельства не отбивали желание идти в школу, формируйте у детей правильное отношение к учебному процессу. Не стоит предъявлять слишком жесткие требования к успеваемости и ругать за тройки или двойки, поскольку страх — плохой мотиватор. Дети должны понять, что учатся не для родителей, а для себя. Что успехи всегда чередуются с неудачами, а в обучении главное — не оценки, а полученный опыт. Ошибаться и не знать чего-то — это нормально. А когда что-то не получается, надо уметь обращаться за поддержкой, чтобы устранить пробелы.
Обсуждайте вместе с ребенком его затруднения в учебе и помогайте разобраться, что делать — может быть, привлечь репетитора или посмотреть видеоразборы заданий?
Если ребенок слишком легко справляется, интерес к учебе тоже может пропасть. Здесь стоит подумать, чем дополнить школьную программу. Можно сосредоточиться на углубленном изучении интересных для него предметов или найти федеральные проекты для одаренных детей и поучаствовать в них. Можно уделять больше времени творчеству, внешкольным занятиям, ведь учеба — не единственное, что важно в жизни.
Учите ребенка конструктивным взаимоотношениям
Заинтересовать в учебе связана и с тем, насколько комфортно в коллективе. Научите ребенка оценивать, как он общается с ребятами и преподавателями, какие чувства испытывает при этом, почему именно так поступает, а не иначе. Обсуждайте правила конструктивного общения. Объясняйте, что конфликты случаются у всех, и важно быть готовым разобраться в ситуации. Учите ребенка уважать других и в то же время спокойно защищать себя, если возникнет такая необходимость. А если самостоятельно не получается, то обращаться за помощью к тому, кому он доверяет.
Правильно поддерживайте ребенка в конфликтных ситуациях
Если ученик жалуется на конфликты в школе, узнайте, пробовал ли он сам справиться с ситуацией. В случае, когда самостоятельные усилия ребенка не помогают, поговорите с другими участниками конфликта и, только выслушав обе стороны, принимайте решение о дальнейших действиях. Аналогичный подход имеет смысл использовать, если не складываются отношения с учителем. При этом лучше стремиться к диалогу, основанному на сотрудничестве, а не предъявлять претензии, потому что только встречное движение приводит к положительному результату. К тому же модели поведения родителей становятся примером для ребенка, и если папа с мамой постоянно конфликтуют с окружающими или между собой, то и он в дальнейшем будет поступать также.
В любом случае, родители должны быть на стороне своего ребенка, чтобы он не чувствовал себя брошенных и одиноким. Это не значит, что нужно оправдывать любые его действия, ведь школьнику нужно учиться самому отвечать за свои поступки. Но даже если он не прав, не осуждайте его, а оценивайте ситуацию: что сделано не так и как теперь лучше поступить. Ваша задача — помочь разрешить конфликт и не допустить агрессии или излишнего давления со стороны других людей, как детей, так и взрослых.
Читайте также:
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Болеет или притворяется? Что стоит за детскими жалобами
«Да, я злюсь!» Упражнения, которые помогут справиться с гневом детям и родителям
Фото: Shutterstock