Дисграфия — это неврологическое нарушение, при котором ребёнок испытывает трудности с письмом, правописанием, почерком, связью между формой букв и звуками, которые они обозначают. Что делать и какие упражнения помогут?
Дисграфия — это плохой почерк?
Нет, дисграфия это более сложное нарушение. Писать — это не просто водить ручкой по бумаге, это сочетание нейромышечных, моторных, когнитивных, перцептивных (то есть относящихся к восприятию и узнаванию предметов и явлений) и лингвистических навыков. Дисграфия усложняет освоение этих навыков и часто сопровождается другими сенсорными и моторными и проблемами, вызывает трудности с формированием букв, пробелами в словах, организацией текста в полные предложения.
Дисграфия обычно становится заметна уже в первом классе, влияет на почерк, орфографию и способность излагать мысли на бумаге. Ребенок пишет медленнее, чем сверстники, неразборчиво, а сам процесс требует от него таких усилий, что к концу предложения он просто забывает его начало. Дети, которые испытывают трудности с механикой письма, усваивают меньше знаний из заданий, их письменные работы в классе часто остаются незаконченными, ему труднее делать домашние задания, успеваемость ухудшается, а самооценка страдает.
Кто помогает справиться с дисграфией?
Нейропсихолог: он проведет тестирование, чтобы выявить конкретные проблемы в нейропсихологических функциях, которые могут влиять на навыки письма, и предложит упражненения для развития моторных навыков, визуально-пространственного восприятия и памяти.
Педагоги и логопеды могут помочь в развитии фонематического восприятия (прослушивание и определение отдельных звуков), что помогает детям обрабатывать и воспроизводить слова и предложения. Эти специалисты также могут работать над концептуализацией — определением того, о чем нужно писать, и организацией мышления.
Занятия ЛФК помогают укрепить физическую силу, устойчивость и ловкость.
Коррекция дисграфии: какие упражнения можно делать дома?
1. Почувствовать буквы.
Ребенок тратит много внимания на то, чтобы увидеть написанную им букву: помогите ему сосредоточиться на других ощущениях. Например, пальцем рисуйте буквы на спине ребенка, на ладони (попросите закрыть глаза). Затем предложите воспроизвести эту букву на вашей спине или на листе бумаги.
2. Писать крупно.
Дети с дисграфией обычно с трудом запоминают, как правильно писать буквы, а указания в прописях их только запутывают. Попробуйте задействовать крупную моторику и добавить сенсорные ощущения: нанести большие буквы из крема для бритья на кафельную стену во время купания, рисовать буквы на песке, пальчиковыми красками на большом листе ватмана, слепить буквы из пластилина или глины.
3. Тренировать силу пальцев.
Важно научиться правильно держать ручку и карандаш. Чтобы укрепить пальцы и получить правильный захват, используйте предметы, где нужно нажимать с определенной силой: пинцеты, детские палочки для еды (соединенные с одного конца), щипцы для льда. Например, пинцетом или щипцами можно собирать со стола мелкие предметы или скомканные кусочки бумаги, а в настольных играх перемещать ими фишки.
Для тех, у кого есть сложности с освоением письма, существуют ручки и карандаши с тройным сечением или массажными точками в зоне обхвата, некоторым детям проще держать более толстую ручку.
Прописи с образцами, листы с большим количеством линий и черточек или рабочие тетради, где на странице много заданий и ярких элементов, больше отвлекают ребёнка, чем помогают писать, так что лучше тренироваться на чистом разлинованном листе.
4. Учиться печатать.
Начните работать с клавиатурой как можно раньше. Да, ребёнку важно освоить навык чистописания, но когда он научится печатать достаточно легко и быстро — это поможет ему выражать свои идеи и мыслить творчески, не отвлекаясь на проблему письма от руки и не переживая из-за этого.
5. Работать с телом.
Чтобы развить правильные навыки письма, обе стороны тела ребёнка должны работать вместе: одна рука удерживает бумагу, вторая выполняет работу ручкой или карандашом. Любая деятельность, которая приводит к скоординированным движениям обеих сторон тела, полезна, так что обратите внимание на поделки с использованием ножниц, жонглирование, игры с мячиком. Физические упражнения, укрепляющие мышцы плеч и корпуса (турник, кольца, канат), тоже помогают координации.
6. Рассказывать истории.
Дети с дисграфией часто испытывают трудности с организацией своих мыслей, так что помогите научиться их структурировать. Например, когда спрашиваете, как прошел день, попросите начать с формальной информации: «Сегодня четверг, в школе было четыре урока», а дальше последовательно рассказать, что произошло утром, днем и вечером, и подвести итог, как прошел день в целом.
Фото: pressfoto, freepik/Freepik