Каждому родителю нравится наблюдать, как его ребенок учится общаться, строить отношения с ровесниками, защищать, поддерживать и делиться, учитывать чужое мнение и отстаивать свое. К шести годам у человека формируется потребность в дружбе, психологи называют это «избирательные привязанности».
Но рано или поздно появляется он — друг, который вам не нравится. Кричит, толкается, вчера отобрал любимую игрушку у вашего малыша, а сегодня мама этого друга не поздоровалась с вами. Или, наоборот, он тихоня — ведет себя, как будто замыслил что-то недоброе. Как правильно вести себя в щекотливой ситуации — запретить, разъединить, переубедить или просто ждать? Почитайте, что советуют наши эксперты.
Елена Куфтяк, заведующая кафедрой возрастной и семейной психологии Московского института психоанализа:
— Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте, как правило, сближаются с теми из ровесников, кто близок им по действиям и эмоциям. Как показывают исследования, человека из другого круга, с иными привычками мы воспринимаем как «чужака» и в большинстве случаев оцениваем как «плохого». Но не торопитесь с выводами.
Для начала нужно постараться понять ребенка. Расспросите его о друге, узнайте, почему именно он, что их объединяет, чем они занимаются, чему у него можно научиться, что дает дружба и есть ли в отношениях то, что не нравится.
В разговоре с ребенком постарайтесь, чтобы он дал критическую оценку действиям и поступкам друга. Например, а что чувствовал другой ребенок, когда твой друг отнимал у него игрушку?
Организуйте совместную прогулку в парк или на детскую площадку. Понаблюдайте за отношениями детей. Если со стороны друга нет давления на вашего ребенка, он его не подчиняет и не злоупотребляет влиянием, дети открыто общаются, успешно договариваются между собой в спорных ситуациях, у них много общих тем для разговоров, тогда вам нечего опасаться.
Оксана Конончук, педагог-психолог высшей квалификации, член Федерации психологов образования России, автор издательства «Творческий центр «Сфера»:
— Проанализируйте, чего вашему ребенку недостает в общении с близкими людьми, что такого он получает от общения с новым другом. Обратите внимание на ту реальность, среду, в которой вы воспитываете ребенка. Например, малыш сам не может себя защитить, вот и тянется к более сильному или ловкому. Тогда можно попробовать записать ребенка в спортивную секцию.
Самое главное, разговаривайте с ребенком в спокойном эмоциональном состоянии, задавайте наводящие вопросы, но не превращайте разговор в допрос. Постарайтесь не критиковать его за выбор. Давайте время обдумать слова, не торопите его с ответом. Создайте уютную обстановку, выберите доверительный тон.
Елена Бочкина, кандидат психологических наук, педагог-психолог, дефектолог, эксперт оценки качества дошкольного образования составила список, чего в ситуации «неугодного друга» делать не нужно.
1. Запрещать общаться. Запретный плод всегда сладок, а это значит, что ребёнок будет всеми силами искать возможность встретиться с новым другом. А вы можете потерять доверие.
2. Подкупать. Просить ребёнка отказаться от друга в обмен на новую игрушку или поездку. Малыш поймет, что вами можно манипулировать. Да и с этической точки зрения это совсем неправильно.
3. Критиковать и высмеивать. Так вы только понизите самооценку ребёнка, сделаете его ранимым и закрытым. Он больше не доверит вам свои тайны и переживания, постарается впредь скрывать от вас информацию.
4. Перекладывать свой негативный опыт на ситуацию с вашим малышом. Каждый учится только на своих ошибках, мы же сами это проходили. Давайте оставим нашим детям право на самостоятельные шаги.
«Мы разговариваем!» Как научить ребенка не перебивать взрослых?
5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
Как реагировать на детское хамство?
Фото: www.freestockimages.ru