«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)
0+
6:00
«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
7:00
«Клуб вопросики»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Что такое метод последствий и как он работает?



Вы наверняка слышали о преимуществах метода естественных последствий: это помогает детям понять, что их разные действия имеют разные результаты, а еще научиться брать на себя ответственность за свои поступки. Как же работают эти «Что будет, если ты…» и чем это лучше наказаний? Кстати, почитайте, почему на самом деле наказания не работают.

Последствия лучше всего работают, когда в семье хорошие отношения, много теплого и позитивного общения с ребенком. Кстати, нет смысла пользоваться этим способом с детьми младше 3 лет: они еще просто не могут осознать связь между своими действиями и их последствиями, так что, скорее всего, ваши слова и действия покажутся им несправедливыми.

Последствия и поведение

Последствия — это то, что происходит после того, как ребенок ведет себя определенным образом, а еще они могут повлиять на то, как он будет вести себя в будущем. Некоторые последствия увеличивают возможность повторения желаемого поведения — к ним относятся позитивное внимание, похвала, поощрение, награды и другие вещи, которые нравятся всем детям. Другие последствия, наоборот, снижают вероятность повторения такого поведения в будущем, это то, что не нравится ребенку или выглядит как вариант наказания — например, тайм-ауты или лишение привилегий.

Вот примеры естественных последствий, которые поощряют хорошее поведение в будущем:

  • Если ребенок наводит порядок в своей комнате, он может легко найти свои игрушки.
  • Если он спокойно ждет своей очереди в игре, игра проходит более четко.
  • Если в дождливую погоду он наденет на прогулку резиновые сапоги, его ноги останутся чистыми и сухими.

Вот примеры негативных естественных последствий с выводами для будущего:

  • Если ребенок отказывается надеть куртку, ему станет холодно.
  • Если он отказывается от обеда, он останется голодным до ужина.
  • Если школьник не выполняет домашнее задание, он не разберется в теме, а учитель будет ругать его.

Хотя естественные последствия могут быть полезным способом направлять поведение ребенка, не у всех проявлений должны быть естественные последствия, а иногда они даже совсем неуместны. Например, опасное или антисоциальное поведение может привести к тому, что ребенок или кто-то другой пострадает. Точно так же и регулярное невыполнение школьных заданий не идет на пользу учебе, так что вы не можете просто игнорировать это, а должны вмешаться и помочь.

Кстати, при наступлении таких негативных последствий очень важно воздержаться от слов «Я же тебе говорил», это не поможет ребенку извлечь уроки из полученного опыта. Если он готов к разговору, лучше сказать что-то вроде: «Как ты думаешь, что ты мог бы сделать по-другому в следующий раз?».

Вот примеры логических последствий: они непосредственно связаны с поведением:

  • Если ребенок дурачится и проливает сок, он должен сразу вытереть его.
  • Если он оставил велосипед на проезжей части, мы на час забираем велосипед.
  • Если дети дерутся из-за игрушки, игрушку убирают на 10 минут.

Такие последствия работают лучше всего, когда они кратковременны: так ребенок совсем скоро получит возможность попрактиковаться в правильном поведении, а вы сможете подкрепить это поведение похвалой и позитивным вниманием. Кроме того, чем понятнее связь между событием и последствием — тем вероятнее ребенок задумается над проблемой.

Тайм-аут и потеря привилегий
Хотя эксперты по-разному оценивают эффективность «метода перерывов», при правильном использовании они дают ребенку возможность остановиться, подумать о своем поведении и извлечь уроки из его последствий. Тайм-аут — это когда вы на короткое время удаляете ребенка от занятий и других людей. Лишение привилегий — это лишение любимого предмета или занятия на некоторое время из-за плохого поведения, это может помочь детям в возрасте 6 лет и старше запомнить, как лучше не поступать.

Важно! Крики, угрозы и шлепки не работают в качестве последствий и никогда не помогут детям научиться вести себя хорошо. В семьях, где используются такие методы, дети часто продолжают вести себя вызывающе, агрессивно, такие наказания имеют долгосрочные негативные последствия для развития.

Как вести себя родителям?

Сохраняйте спокойствие. Если вы спокойны, ребенок, скорее всего, тоже будет спокоен, что облегчит ему обдумывание своего поведения. Если вы рассердитесь, он быстро «заразится» вашим эмоциональным состоянием, и это усложнит ситуацию для вас обоих.

Дайте четкие инструкции по изменению поведения. Например, «Маша, сейчас Ванина очередь играть, отдай ему телефон, пожалуйста». Исключение — случаи нарушения важных семейных правил: «В нашей семье запрещено драться, если ты ударишь брата, то сразу отправишься на перерыв в другую комнату».

Дайте ребенку возможность попрактиковаться в правильном поведении, а затем похвалите его. Например, «Отлично, что все соблюдают очередность, так мы успеем поиграть подольше!».

Последствия — это реакция на поведение, а не на самого ребенка и его качества. Например, важно дать понять, что игра отменяется за то, что дети решили подраться или нарушили семейное правило, а не за то, что они «непослушные». Таким образом, ваш ребенок будет чувствовать себя любимым и защищенным — даже когда вы недовольны его поведением.

Объясняйте последствия заранее. Если ребенок знает, чего ожидать и почему, он с большей вероятностью примет последствия и с меньшей — рассердится из-за них. Например, «Когда ты не делишься своими игрушками с братом, игрушки мы убираем».

Используйте последствия справедливо. Вы можете использовать разные последствия в зависимости от возраста детей, но пусть они будут одинаковыми для всех: даже маленькие дети будут расстроены из-за несправедливости, если увидят, что с другими детьми обращаются иначе, чем с ними.

Будьте последовательны. Если вы каждый раз используете последствия одинаковым образом и для одного и того же поведения, ребенок знает, чего ожидать. Например, вы можете всегда использовать метод тайм-аутов за драки. Возможно, вам придется применить последствия несколько раз, прежде чем ребенок научится вести себя по-другому. На обучение требуется время, но ваша последовательность поможет вашему ребенку научиться быстрее.

Скорость реакции. Короткий промежуток между поведением и последствием означает, что ребенку не придется долго ждать, прежде чем отработать правильное поведение. Например, если вы выключите телевизор на 10 минут, потому что дети дерутся за пульт, у них быстро появится возможность решить проблему по-другому — и получить от вас похвалу. Но если вы ждете, пока нежелательное поведение прекратится само собой, оно может усугубиться, и тогда вам будет сложнее сохранять спокойствие. Сильно злитесь или расстроены? Сделайте паузу — иначе вы можете отреагировать слишком резко. Вместо этого скажите что-то вроде: «Я сейчас страшно сержусь! Мы поговорим об этом снова через пару минут, когда я буду чувствовать себя спокойнее».

Читайте также:

«Сядь тут и успокойся»: почему метод тайм-аутов не работает

10 главных ошибок воспитания

7 ошибок родителей, которые разрушают детскую самооценку

Фото: karlyukav/Freepik, pch. vector/Freepik

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти