«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
16:30
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
17:55
«ДиноСити». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
19:20
«Мир за минутку»

Это не игра: что важно знать о буллинге



«Они просто играют», «Дети всегда дразнят друг друга» — так часто говорят и учителя, и родители. Но если кого-то постоянно обижают и унижают — это уже травля, и она опаснее, чем нам кажется. Почему проблему травли должны решать именно взрослые, что о ней важно знать и как защитить своего ребёнка, обсуждаем с клиническим психологом и экспертом программы «Травли.NET» АНО «БО «Журавлик» Марией Афониной.

Мария Афонина, клинический психолог и эксперт программы «Травли.NET» АНО БО «Журавлик»
Мария Афонина, клинический психолог и эксперт программы «Травли.NET» АНО БО «Журавлик»

Кажется, моего ребёнка травят

Давайте начнем с того, что травлю всегда легче предотвратить. Это возможно, если и родители, и педагоги внимательно наблюдают за ребенком, за тем, как он себя ведет, что происходит среди детей, в детском саду, в школе, в общении с друзьями. Есть признаки, которые вряд ли заметят мама или папа, но их не стоит игнорировать учителю или воспитателю: например, дети в коллективе не хотят общаться с ребенком, отсаживаются от него, посмеиваются за его спиной, не отвечают на вопросы, не хотят вставать с ним в пару, обзывают. Родители могут скорее заметить более общие вещи — настроение ребенка, его нежелание идти в школу. Или, может быть, он уже ходит в сад или школу, но приятельских отношений не сложилось, его не зовут на дни рождения, не включают в чаты, он не хочет ходить на внеклассные мероприятия. Все это не обязательно говорит о травле, но может быть самым ее началом, и тогда можно это «поймать», вовремя среагировать, провести необходимую работу.

В законодательстве РФ, к сожалению, не прописано четко, что такое травля, как должны в таких случаях реагировать педагоги и образовательные организации, что должны делать родители и на что они имеют право. Сейчас группа юристов готовит законопроект, который будет определять понятие травли и права и обязанности сторон — и было бы здорово, если такой закон примут, станет меньше неясных интерпретаций ситуаций, всем будет проще.

Как я узнаю, если что-то не так?

Не все дети готовы подробно рассказывать о своей жизни в коллективе или о своем настроении. Важно задавать конкретные вопросы, не просто «Как дела» или «Чем сегодня занимались». Спросите, например, с кем он играл на прогулке, с кем танцевал на музыкальном занятии, кто сидит за партами рядом и как их зовут? Кто в группе или классе сегодня был в хорошем настроении, а кто расстроился и плакал — и почему? С кем из детей все хотят встать в пару, а кто чаще всех дерется или задирает других? Это даст примерное представление о том, что происходит в коллективе, какие отношения сложились. Если ребенок регулярно отвечает, что ни с кем не играл, а, например, Ваня все время его дразнит или бьет, и это повторяется раз за разом, то точно стоит обратиться к воспитателю или педагогу, сказать, что вам не нравится то, что происходит, и попросить отреагировать.

Что делать, если это все-таки буллинг?

В разных странах есть специальные программы профилактики травли: чтобы не доводить до нее, важно сразу строить такую среду, в которой детям показывают, как правильно взаимодействовать друг с другом, учат коммуникативным навыкам. Например, мы не обязаны со всеми дружить, но важно уважительно относится и друг к другу, и к любому человеку, важно поддерживать, а не дразнить или насмехаться. Задача взрослого — не пускать детское общение на самотек, потому что именно так возникает почва для травли.

Несмотря на то, что в России на государственном уровне таких программ нет, не стесняйтесь брать инициативу на себя: перед началом посещения сада или школы можно обсудить свои опасения с педагогами, спросить, что делается для поддержки хорошего коммуникативного климата среди детей, как решаются возможные проблемы.

Отличный вариант — «Антибуллинговая хартия», созданный экспертами АНО «БО «Журавлик» специальный документ с рекомендациями, которые подходят всем и помогут построить среду без травли. Его может принять любая школа или организация. В этом манифесте как раз прописано все, что важно делать для снижения риска травли: как организовать психологически безопасную среду, как помогать детям научиться дружить, не обижать друг друга. Такую инициативу можно, например, предложить обсудить в родительском чате или на собрании, наверняка многие это поддержат.

Есть дети, которых травят чаще других?

Считается, что возраст высокого риска травли — 11−13 лет. Если мы говорим про дошкольников и младших школьников, тут, к сожалению, чаще несут ответственность взрослые. Например, воспитатель или классный руководитель выделяет одного или нескольких детей — в негативном плане: обращает внимание других на то, какие те неаккуратные, ленивые, плохо себя ведут, никак не могут освоить новые навыки. Случается, что педагог пусть не специально, но поддерживает конкуренцию между детьми, хвалит и подчеркивает способности одних (и это всегда одни и те же дети), ругает, придирается, не хвалит или высмеивает тех, кто хуже (и это тоже одни и те же). Дети будут копировать эту модель поведения: чем младше ребенок, тем больше роль взрослого в формировании детских взаимоотношений.
Если вы такое заметили — поговорите с педагогом: скажите о своих наблюдениях, настойчиво попросите это как-то поменять, прекратить, поясните, что происходящее неправильно и портит отношения между детьми. Даже если нет формальных признаков ущемления интересов — не стесняйтесь донести до учителя, как важно подчеркивать достоинства любых детей, хвалить каждого, всегда отмечать то, что получается. Иначе дети теряют уверенность в себе, мотивацию, портятся отношения в коллективе.

Любой ребенок может стать жертвой травли — и громкие, активные, «неудобные» дети, и незаметные и стеснительные, не умеющие защищать себя.

Есть и дети, которые выделяются по внешним, физическим параметрам, это привлекает внимание сверстников, вызывает вопросы. И снова многое зависит от взрослого, который деликатно и спокойно объяснит про ограничения, даст понять, что нормально быть разными. Например, «Маша не может быстро бегать, давай вы поиграете в настольную игру», или «Федя не всегда понятно разговаривает, это нормально, ты можешь переспросить его или позвать меня». Но, как правило, дошкольники и младшие школьники естественным образом воспринимают такие особенности или отличия, играют вместе, дружат.

Что должен знать ребенок?

Главное: игра и травля — это разные вещи. Игра — это когда все сами согласились играть и всем весело. Если есть кто-то, кто этого не выбирал, кому не весело, а неприятно, больно, плохо, есть сомнения, что всем комфортно — такую «игру» надо немедленно прекращать. И неважно, что по этому поводу говорят другие дети — часто именно от агрессора можно услышать слова «Мы просто играем», но при этом все прекрасно понимают, что это плохая игра.
Правило «Игра — это когда нравится всем участникам» должно соблюдаться везде — и дома, в семье, в садике и школе, в любом общении между детьми. Важно регулярно обсуждать с ребенком способы выйти из общения, которое не подходит: если не нравится происходящее, всегда можно остановиться, сказать нет, отказаться, сказать «я не хочу играть», «мне это не нравится», «мне неинтересно», обратиться к взрослому. А если это говорит другой ребенок — важно прислушаться и не продолжать.

Если родители не знакомы с темой буллинга, им сложно будет пытаться справиться с проблемой самостоятельно, понять, с чего начать. Многие совершают одни и те же ошибки — например, предлагают ребенку подумать, что он сам сделал не так, как-то изменить свое поведение, игнорировать нападающих. Такие способы точно не работают!

Чем раньше вы обратитесь за помощью — тем лучше. Не ждите, идите к тем, кто понимает, как устроена травля и как с ней эффективно работать: психолог, эксперт, подготовленный родитель, педагог. Алгоритмы действий подробно по шагам описаны в рекомендациях антибуллинговой программы для школ «Травли.Net»: по этой ссылке собраны все полезные материалы, они доступны для скачивания и распространения, ими можно и нужно пользоваться — и специалистам, и родителям, и самим детям.

А если я растеряюсь?

Многим родителям бывает непросто начать защищать интересы ребенка, они чувствуют неловкость, обращаясь, например, к классному руководителю, боятся выглядеть скандально. Попробуйте отделить свои эмоции от ситуации, оцените, какие именно чувства и мысли возникают у вас. Например, вы стесняетесь написать учителю, что вашего сына обижает одноклассник? Подумайте, почему так? Боитесь, что вас осудят, или что этим обращением вы навредите сыну? Поищите для этих мыслей объективных подтверждений или опровержений, «за» и «против». Например, «Может быть, учительница меня осудит, но зато обратит внимание на ситуацию в классе и начнет ее решать, и для моего сына это точно будет полезно», «Я стесняюсь вынести эту проблему на обсуждение, но моему ребенку важно знать, что я могу его защитить». Да, иногда привычное поведение приходится менять, но в таких случаях лучше сфокусироваться не только на своих переживаниях, но и на конкретных действиях, которые помогут ребенку, подумать о том, как он чувствует себя сейчас и как будет чувствовать, когда получит вашу поддержку.

Читайте также:

Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него нет друзей?

«Незаметный» буллинг: 6 шагов к тому, чтобы ребёнок не стал жертвой

9 детских книг о доброте, терпимости и настоящей дружбе

Фото: Shutterstock, архив пресс-службы

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти