Учиться детям осталось всего ничего. Но, кажется, сил у ребенка даже на эти несколько недель не хватит, сосредоточиться он ни на чем не может, соображает медленно. Как ему помочь? Советует психолог Светлана Филяева.
Существует стереотип: вот приходит весна, светит солнце, птички поют, раскрываются почки-листочки, идет прилив сил…
В это время каждый год на консультацию приходят люди с похожими жалобами: совсем нет сил, сон нарушен, голова не соображает, забывчивость, повышенная утомляемость.
Да, после долгой зимы у многих наступает период «весенней спячки». Этот процесс происходит параллельно у детей и взрослых. Поговорим о том, как заботиться о себе в этот период, как внимательно отнестись к потребностям ребенка — не как к капризам, а как к реальности.
Что такое весеняя спячка?
После зимы ресурсы организма у многих людей бывают на исходе: сказываются нехватка света, недостаток витаминов, отсутствие подвижности.
В этом году весна началась бурно, быстро стало тепло. Что происходит с эмоциональными и физическими ресурсами, когда всё вокруг нас так быстро меняется?
Организм перестраивается на новый сезон: темное время суток короче, день длиннее, солнце встает раньше, — и многие люди по утрам начинают просыпаться раньше, хотя не выспались.
У организма уходят ресурсы на адаптацию и перестройку (гормональную, циклов сна и дневной активности) на новый сезон. Энергия, которая идет на это, забирается из других процессов.
Высоко чувствительным людям весна дается сложнее, потому что у них вообще в норме идет большая нагрузка на нервную систему. А весной появляется больше раздражителей: звуков, запахов, света. Многие говорят, что хочется спрятаться от солнца и посидеть в темной комнате. Это происходит и у детей и у взрослых, — возраст здесь не имеет значения.
Поэтому взрослым я предлагаю прежде всего обратить внимание на свое самочувствие и себя «не подхлестывать». И отнестись внимательно и с уважением, к тому, что говорит или показывает своим поведением ребенок.
Сколько может продлиться фаза перестройки? 2−3 недели, а у кого-то и месяц. Так что игнорировать изменения в состоянии точно не стоит, надо скорректировать привычный распорядок дня.
Признаки сезонной усталости
На что обратить внимание у детей? Что может говорить о сезонной усталости?
- Снижение концентрации внимания. Если раньше уроки делал быстро, то сейчас минут 15 — и всё, больше не получается.
- Рассеянность, забывчивость. Ребенок то и дело забывает что-то положить в портфель, сделать задание, взять поделку, передать маме что-то важное.
- Сонливость. Детям иногда сложно встать утром, а те, кто помладше, начинают спать днем — буквально вырубаются в машине, когда их везут из садика или с занятий.
- У некоторых бывает наоборот: перевозбуждение по вечерам. Родителям очевидно, что ребенок устал, но заснуть он никак не может, удобно улечься в кровати не получается, начинает плакать, капризничать, просит «посиди со мной».
- Повышенная утомляемость. После физической или умственной нагрузки, даже небольшой, сил уже ни на что не хватает.
Важное примечание: взрослый сейчас тоже уязвим. Когда ребенок капризничает, все путает и забывает, вы сами еле соображаете от усталости, а учитель еще при этом выговаривает вам за то, что ребенок спит на уроках— все это дико раздражает. И все вместе — «прекрасная» почва для конфликтных ситуаций. Позаботьтесь и о себе тоже.
Как помочь ребенку?
Эти советы подходят для всей семьи, помогут и взрослым.
1. Сон — это всегда № 1. Обязательно надо раньше ложиться (и самим родителям тоже), даже если кажется, что спать совсем не хочется. Достаточно перенести время отхода ко сну на 1 час — и может уйти проблема тяжелого утреннего подъема.
2. Необходима физическая нагрузка. Если есть выбор идти на секцию, на прогулку или нет, — то, конечно, идти и даже не сомневаться.
Совет взрослым: если работаете в офисе, в обед не сидите с телефоном, а пойдите погуляйте вокруг офисного здания, перекусите на лавочке. Работаете из дома, — тоже обязательно переключайтесь и двигайтесь в течение дня (полейте цветы, выйдите с собакой)
3. У школьников нужно дробить нагрузку. Делать больше перерывов, когда он сидит за уроками: 15 минут отводим на домашку — 10−15 перерыв. Можно поразминаться, повисеть на турнике, порисовать, поиграть с питомцем, пособирать конструктор, послушать музыку, попить чайку. Но промежутки должны быть короткими, поставьте таймер, чтобы ребенок не терял счет времени.
4. В вечерние часы ограничьте гаджеты и всю деятельность у экрана. За полтора-два часа до сна смартфон и ноутбук убираются, так как они дают слишком большую нагрузку на мозг и приводят к перевозбуждению. Очень важно соблюдать правила отхода ко сну.
Не мешает сходить к терапевту и обсудить усталость, может быть, он назначит витаминный комплекс.
Ну-ка, делай уроки!
Частая ошибка родителей в такой ситуации — начинать обвинять: «ты просто ленишься», «это капризы», «у всех бывают плохие дни, соберись!», «пока не сделаешь все уроки, из-за стола не выйдешь». Скандал из-за уроков начинается днем, а вечером взрослые и дети уже совершенно измучены (как сказал мне на приеме один мальчик: «Мама орет, папа орет, даже кот орет»).
Чтобы понять, как поддержать ребенка и помочь ему благополучно доучиться до конца года, обратите внимание на то, какой вид интеллекта у него можно считать ведущим? Это поможет не перегрузить его и не передавить со школьными заданиями.
Кинестетический интеллект (или телесный)
Такому ребенку очень тяжело долго сидеть, находиться в статичной позе.
Кинестетики лучше запоминают информацию, когда у них есть возможность переключиться на какое-то телесное действие. Вы можете читать ему учебник, а он в это время висеть на шведской стенке — и это нормально.
Таким детям нужно больше перебивок в течение дня и домашки — надо побегать, погулять и побеситься. Однозначно такого ребенка нельзя засаживать за уроки. Упреки «ты ленишься» приведут только к хроническому стрессу от домашки. Он и так устает в школе, потому что высидеть даже несколько уроков очень трудно. И вы должны понимать, что он может учить уроки стоя, прыгая около стола, лежа на полу.
Вербальный
Он будет ведущим у ребенка, который лучше всего запоминает и воспринимает информацию в устном виде.
Как ему помочь? Прекрасно у таких детей идут аудиокниги, лекции по каким-то предметам, аудо-энциклопедии. Ему нельзя сказать: «Выучи, приди и перескажи мне», — с ним это не сработает.
В младшей школе объемы все же небольшие: загляните в учебник, хотя бы поговорите с ребенком о той теме, которую они сейчас проходят. Просто вызубрить у него не получится. Чтобы усвоить информацию, ему нужен диалог, чтобы поспрашивали, обсудили. Ему нужно не заучивать, а проговаривать.
Пространственный
С таким ребенком работает подход: «представь себе…». Например, сосредоточиться на математическом примере (4+7) ему сложно, скажите: «Закрой глаза и представь: вот играли 4 щенка и к ним прибежали еще 7, сколько же их стало? Можно взять листочек и нарисовать это, ему нужна картинка, схема, что-то наглядное.
Скажем, вы понимаете, что ребенок никак не может запомнить стихотворение, предложите нарисовать по нему картинку. Так ему будет гораздо проще выучить текст.
Логико-математический
Это, безусловно, любители математики, те, кто анализирует, выстраивает цепочки последовательностей. И если математика и языки обычно даются легко, но гуманитарные науки идут сложнее.
И все, что касается эмоционального опыта, метафор, абстракций, ему сложно. Ошибка родителей требовать от ребенка то, что он сейчас не может дать. Весной, скорее всего, у него станет еще хуже с литературой… Я бы посоветовала просто не давить, сосредоточиться на том, что получается. Вместе повыбирайте интересные математические кружки и секции на лето, программирование, шахматы.
Список полезной литературы
Вот несколько хороших книг, в которых вы наверняка найдете советы и приемы, которые подойдут именно к вашей ситуации, будут работать с вашим ребенком или вдохновят вас на какое-то собственный вариант решения.
- «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей» Марианна Лукашенко
- «Давай договоримся. Советы в картинках. Как повзрослеть вместе с ребенком» Анн-Клер Кляйндинст
- «Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей» Шими Канг
Художественные книги о школьниках и тех трудностях, с которыми они сталкиваются, тоже выручат. Можно читать всей семьей, узнавать себя, «подглядывать» интересные ситуации и просто получать удовольствие от чтения, снимая напряжение. .
- «Большая маленькая девочка» Марии Бершадской. Это веселые истории о самой высокой первокласснице на свете.
- «Мальчик. Рассказы о детстве» Роальда Даля: он интересно рассказывает, как устроены по-разному школы и дети он здорово описывает своих сотоварищей.
- «Матита» Сюзанны Маттианджели. Здесь девочка, которая любила сочинять, рисует очень смешные истории, скажем, пишет про примеры как про сражения.
Читайте также:
Мама, я в стрессе! Как язык тела расскажет о том, о чём ребёнок молчит
Скандал из-за «домашки». Почему делать уроки с ребенком — плохая идея?