«Вот хорошо покушал, молодец! За это люблю!» — нахваливает заботливая бабушка румяного внука. «Да не смотри ты на булку, в дверь скоро не влезешь, толстых никто не любит», — далеко не спортивного вида папа оттесняет пятилетнюю дочь от витрины с выпечкой. И невдомек им, что они исподволь ставят в голове ребенка знак равенства между едой и любовью, едой и принятием со стороны других людей.
Человек — существо социальное. Ему жизненно необходимы принятие, любовь, дружба. В любом возрасте ему важно понимать, как и за что так к нему относятся ровесники, коллеги, члены семьи. Уравнивание отношения и внешности, в частности фигуры, могут запустить расстройство пищевого поведения — смертельно опасное психическое заболевание.
Более двух миллиардов людей в мире имеют избыточный вес, а значит, повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, болезней печени, суставов, костей и многих других. По данным Росстата, избыточный вес есть у 31% российских детей от 3 до 13 лет, и у каждого девятого из этой возрастной категории диагностировано ожирение. Одновременно с этим, нервная анорексия и булимия — патологическое желание худеть любыми способами, будь то прием слабительных и мочегонных, вызывание рвоты или полный отказ от пищи — является третьей по распространенности хронической болезнью среди подростков. Смертность, связанная с нервной анорексией, у девушек от 14 до 24 лет в 12 раз выше, чем от других причин. Расстройства пищевого поведения сейчас очень серьезная проблема в мире.
Из родительского опыта все мы вынесли, что у каждого ребенка свои пристрастия в еде. Один всем изыскам бабушкиной кулинарии предпочитает макароны с сыром, другого за уши не оттащишь от сладкого, а третий ни при каких обстоятельствах не возьмет в рот рыбу. Об этом знают и ученые-генетики. Например, есть исследования пищевого поведения 150 детей в возрасте до четырех лет. Выяснилось, что при определенном генотипе дети выбирают мороженое, газировку и шоколад, а вот здоровая пища, например, овощи, яйца и орехи, популярностью совсем не пользуется. Полногеномные исследования показывают, что «вклад» генетики в расстройства пищевого поведения от 50 до 70%, а по некоторым данным вообще до 82%. Это надо учитывать, но помнить, что генетика — не приговор!
Вот мнение Надежды Мазуровой, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии семьи и детства Российского государственного гуманитарного университета: «Уровень генетического риска является исходным и врожденным, но личностные и социальные факторы — это та среда, на которой раскроется или не раскроется генетическая программа. Социальный фон, события, которые происходят с человеком, могут ускорять или, наоборот, тормозить развитие заболевания. Так, например, переедание легко «запускается» при эмоциональном истощении и повышенной тревожности. Конфликты в семье, недостаток внимания, перегрузки в школе, ссора с друзьями — все это может стать триггером для РПП.
Мальчик имеет неустойчивый тип нервной системы, он впечатлительный, чувствительный. Его папа — человек жесткий, занимающий высокий пост. Дома нельзя шуметь, нельзя мешать отцу, подойти к нему с вопросом страшно. Ребенок находит для себя «защитный механизм» — он прячется в своей комнате и ест, чтобы заглушить тревогу и получить удовольствие. К 15 годам он весит уже более 100 кг.
Девочка живет в семье, где главный жизненный принцип — высокие достижения. Одобрения и тепла от родителей просто так не получить. Маленький перфекционист учится на «отлично», дополнительно занимается с репетиторами, посещает художественную студию. Мальчик, которому она симпатизирует, между делом замечает, что ему нравятся только стройные девушки с модельной внешностью. После этого девочка перестает есть совсем. За три месяца теряет 20 кг, оказывается в больнице.
В моей практике очень часты случаи, когда мама или папа, которые сами всю жизнь борются с весом, с детства «накачивают» ребенка: «Будешь толстым, никто не полюбит, на работу не возьмут». С другой стороны, бабушка со своим: «Лучше в нас, чем в таз!», с третьей — общественные установки на худобу и малоедение. Хаос и непонимание. Что же делать? К счастью, есть проверенные способы избежать «приговора» к полноте или анорексии.
Во-первых, нужно постоянно развивать мозг, причем начинать с рождения ребенка. Младенцу развивать координацию, ловкость, пластичность, создать условия для активного движения. Очень важно обеспечить дома «речевую среду»: много разговаривать, читать, рассказывать, давать слушать аудиозаписи книг. По возрасту нужно решать логические задачи, преодолевать с их помощью стереотипность мышления. Для волевой регуляции поведения ребенок обязательно должен иметь постоянные обязанности в быту, например, убирать за собой игрушки, вытирать стол, выносить ведро. Все это развивает лобные отделы мозга, которые возьмут под контроль эмоции, импульсивность и тревожность, желание играть и нежелание учиться, желание переедать или голодать.
Во-вторых — это пример родителей и других близких людей. Слов-то порой и не нужно. Нужно приучать ребенка к здоровому образу жизни — режиму, спорту, полезному питанию и позитивному взгляду на жизнь — на личном примере. Это точно намного лучше сработает.
В-третьих, и это, наверное, главное. Человеку необходима любовь. Это не новость, конечно, но иногда это одно из открытий жизни. Любовь — это принятие, понимание и забота. Это устойчивое тепло, которое защитит и исцелит. Всегда. Когда больно и трудно, одиноко, непонятно, когда не получается или получается не то, когда не такой день, когда тоска, гнев, чувство вины, усталость. Любовь нужна и тогда, когда счастье, когда радостно, весело, когда такой день, когда все получается, когда весь мир наш — всегда!
Когда некому пожалеть, взять на ручки или за руку, тогда срабатывает самая неблагоприятная генетическая программа.
Человек без любви становится уязвимым, обнаженным. Ему приходится не жить, а выживать. Приходится защищаться, создавая внешнюю броню, например из еды. Это постепенно входит в привычку и кажется правильным. Счастливые дети, счастливые взрослые намного легче справляются с трудностями и со своей генетической предрасположенностью".
Читайте также:
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Фото: Pexels.com