«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
0+
14:20
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)
6+
17:00
«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
18:35
«Эмми и Гуру. Уроки природы»

Почему левшу не нужно переучивать?



Ребёнок упорно берёт ложку левой рукой. Зубную щётку тоже. И карандаш, и ластик. «Как же он будет в школе? Надо переучить!» — обязательно посоветует кто-нибудь из родственников. Современные педагоги, психологи, врачи считают, что не надо. Почему? Спросим нейропсихолога.

Анастасия Горбунова, клинический психолог, нейропсихолог
Анастасия Горбунова, клинический психолог, нейропсихолог

В современном мире, к счастью, все реже встречаются переученные левши. О вреде переучивания известно уже давно — во многих источниках пишут о физиологических и психологических последствиях этого процесса. С точки зрения нейропсихологии левшество — это не то, какая рука у ребёнка является ведущей, какой он предпочитает орудовать. Нет, это совершенно другая мозговая организация, которая заложена природой и не является каким-то отклонением.

В чём разница между правшой и левшой?

У левшей отделы мозга носят меньшую специализацию, у них иной тип взаимодействия между корковыми и подкорковыми системами мозга, иное межполушарное взаимодействие, а некоторые функции локализованы несколько иначе, чем у правшей.

Когда мы переучиваем левшу, мы всего лишь заставляем ребёнка орудовать другой рукой и влияем на левое полушарие, однако мы вовсе не меняем или перестраиваем его структуру мозга из левши в правшу! То есть переученный левша не станет правшой, он просто будет активнее использовать правую руку.

Какие последствия переучивания?

Переучивание приводит лишь к тому, что мозг левши «запутывается» в том, какие структуры за что должны отвечать. Переучивание снижает компенсаторные способности мозга и затрудняет когнитивные процессы. Это может привести к разным психофизиологическим сложностям, например:

  • к проблемам пространственного восприятия,
  • к речевым нарушениям,
  • и к трудностям межполушарного взаимодействия.

В дальнейшем это может вылиться в школьные трудности, подкрепляемые психологическими и психосоматическими проблемами, которые возникают из-за стресса в ходе переучивания. Конечно, левши бывают крайне разные, поэтому последствия переучивания будут существенно отличаться у разных детей.

Просто леворукий?

Нейропсихологи различают левшей и леворуких ребят. Не все дети, которые предпочитают левую руку, левши. Леворукость появляется, например, если в ходе пренатального развития или из-за сложных родов повреждается левое полушарие (например в следствие гипоксии). И это приводит к компенсаторному использованию левой руки, хотя при этом у ребёнка и остаётся мозговая организация правши.

В таких случаях необходимо смотреть индивидуально. В некоторых случаях нейропсихолог может посоветовать, например, не переучивать, но интенсивнее использовать правую руку, чтобы не «перетруждать» правое полушарие и более активно включать в работу левое. Но всё это очень индивидуально, определяется только в ходе нейропсихологической диагностики.

Что можно сделать, чтобы ребёнку, который пишет левой, было проще в школе?

Обратить внимание учителя и попросить посадить ребёнка с левой стороны парты: тогда он и его сосед-правша не будут мешать друг другу писать, постоянно сталкиваясь локтями.

Купить ручки, ножницы специально для левшей, сейчас такие продаются в обычных канцелярских магазинах.

Не комплексовать самим и не критиковать его за то. что что-то получилось не так аккуратно, как у отличника-правши.

Читайте также:

Мой ребенок — левша: как помочь ему использовать его возможности?

Ребенок-левша: особенности развития и обучения

Фото: Koliadzynska Iryna, Aleksei Potov/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти