Ребенок уже вот-вот пойдет в первый класс? Легко ли он привыкнет, быстро ли адаптируется, волнуются родители. Многих трудностей можно избежать, если начать потихоньку готовиться, настраиваться на школьные будни уже летом. Как именно, подсказывает психолог Светлана Филяева.
Каждый сентябрь на консультации приходят родители с первоклассниками — примерно через 2−3 недели после начала учебного года. Возникают вопросы по адаптации, о том, как дается новый режим дня, о страхах, о дружбе и общении, как складываются отношения с учителем.
И я каждый год думаю о том, что многих проблем можно было бы избежать, если бы какую-то часть подготовки родители делали вместе с ребенком заранее. Начинайте готовиться к походу в первый класс вместе уже сейчас, в августе.
Как готовиться маме?
Позиция родителя очень важна. Если мама волнуется, то и ребенок будет тревожиться, переживать, иногда превращая мелкие школьные неурядцы в трагедию.
- Маме полезно заранее вспомнить свое детство, проверить, не осталось ли неприятных воспоминаний, которые вы можете транслировать ребенку, проецируя на него собственные страхи и тревоги, связанные со школой.
- Поговорите с друзьями и знакомыми, у которых дети уже ходят в школу, и спросите совета: что было самым сложным в первые дни, на что обратить внимание.
Посоветую внимательно поизучать книгу «Мама, я боюсь!» Виктории Шиманской и Александры Чканиковой. Подзаголовок у книги «Как научить ребенка справляться со страхами».
Она про страхи и тревоги ребенка вообще и о том, как на них реагировать маме. Как понять, ребенок на самом деле чего-то боится и переживает или ему не хватает внимания — он заскучал и придумал необыкновенную историю, чтобы побыть с мамой (и заодно прогулять школу)?
Здесь есть и о том, в какой области мозга появляется страх и почему, когда ребенок испуган, совершенно не работают призывы вроде «Успокойся!» и «А ты не бойся!». Есть полезные советы, простые пошаговые инструкции, как разговаривать и что делать в разных ситуациях, разбор типичных ошибок.
Упражнение для будущих первоклассников
Это полезное арт-терапевтическое упражнение советую сделать заранее: недели за 2−3−4 до школы сесть вместе, взять листочек А4, разделить его на несколько квадратов и нарисовать карту (или даже комикс, если ребенку так интереснее) школьного дня.
1. Первый квадрат — рисуем школьное крыльцо. Это очень важное место, потому что здесь обычно ребенок прощается с родителями, дальше их не пускают. Как оно выглядит, кто здесь еще есть? Мы сюда подходим и здесь расстаемся. Для ребенка это поначалу всегда неприятный момент, даже если раньше он ходил в садик. В школе же так непривычно, строгая обстановка, бродят «страшные» старшеклассники (вы не представляете, как они могут пугать первое время).
2. Пункт два — раздевалка. Изображаем лавочки, крючочки, полочки, шкафчики. Ребенок рисует, и вместе вы проговариваете, что он здесь делает: вот тут сядет и переобуется, сюда повесит куртку и так далее.
3. Что дальше? Вы удивитесь, но дети часто поначалу очень плохо ориентируются в пространстве школы. Коридор, рекреация многим кажутся огромными, запутанными и непонятными. Дети самостоятельно не могут найти свой класс, даже если дверь совсем рядом. Поэтому рисуем подход к школьному классу. Вот поднимаемся по лестнице… на какой этаж? Как выглядит дверь, какая на ней табличка?
4. Следующая картинка — урок. Рисуем класс, парты. Здесь уместно будет проговорить и правила поведения на уроке, в том числе и те, которые кажутся вам само собой разумеющимися. Для многих детей большим открытием в школе становится тот факт, что во время урока нельзя, например ходить по классу и разговаривать. Можем нарисовать и учителя, себя самого, своих друзей: кто где сидит и чем занят.
5. Прорисовываем все важные школьные локации — столовую, туалет, спортивную раздевалку — и объясняем, что и как в каждой из них ребенок делает. Например, полезно рассказать, что в столовую дети ходят вместе в определенное время. Завтрак обычно приходится на короткую переменку, так что надо быстро есть и не отвлекаться, иначе можно остаться голодным. Обсуждайте и проговаривайте разные ситуации, которые могут быть в школе: сам ребенок в них еще ни разу не бывал — и даже элементарные решения просто не прилут ему в голову. Ваши подсказки могут серьезно выручить его всего через пару недель.
А зачем рисовать? Почему нельзя просто объяснить и всё?
Потому что рисунок для маленького ребенка, для будущего первоклассника — это гораздо более понятно и осмысленно, чем обычный разговор. Прорисовывая всё, что вы сейчас обсуждаете, он гораздо лучше запоминает детали.
Почему лучше делать это упражнение заранее?
Потому что так у ребенка будет возможность изобразить и осмыслить всевозможные школьные ситуации, а значит, он будет лучше готов, будет быстрее адаптироваться, меньше пугаться, реже попадать в неприятности, поскольку с некоторыми сложными вопросами вы уже разберетесь и подскажете решения.
Очень часто дети сами возвращаются к этому упражнению, и через неделю садятся за другой рисунок, добавляя что-то еще, задавая новые вопросы.
Для родителей это отличная возможность увидеть «метки», понять, какие моменты могут быть проблемными: пририсовывая и обсуждая школьный день, следите за реакциями ребенка. Если он сначала спокойно рисовал и кивал, а потом вдруг замер или заявил: «Фу, столовая! Не буду я там есть!», то это точно повод остановиться на теме и разобраться.
Детские книги, которые помогут больше узнать о школе
Что еще очень полезно сделать прямо сейчас? Почитать интересные, легкие и веселые детские книги о школьных днях. Истории о младших школьниках, которые оказываются в тех же ситуациях, в которы скоро попадет и ваш сын или дочка. Всё это поможет настроиться ребенку на то, что в школе жизнь бывает разнообразной, интересной, не всегда легкой, но и не монотонной.
«Малыш Николя» Рене Госинни — это уже классика. В этой серии очень много смешных историй, описание проказ главного героя и последствий, к которым они приводят. Есть интересные портреты учителей, директора, воспитателей. Оказывается, они тоже люди (со своими слабостями и секретами) и не нужно их сильно бояться. Это все снимает страх, напряжение, делает школу живым организмом, где происходит и много всего классного.
«Хедвиг наконец-то идет в школу!» Фриды Нильсон — здесь главная героиня девочка. Описан очень живой процесс вхождения в школьную жизнь. В этой книге очень важен аспект про дружбу, отношения. В первые же минуты одна девочка кажется Хедвиг злой и неприятной, и она с ужасом понимает, что их, кажется, сажают вместе. Но потом выясняется, что девочка просто очень боится, они становятся подругами.
В этой книге есть много и про вранье. Хедвиг много чего выдумывает, иногда даже откровенно врет. Рассказывается и о конкуренции среди детей, а ребенка нужно готовить к ситуациям, в которых кто-то перетягивает внимание на себя, пытается «задвинуть». Я бы сказала, что в истории о Хедвиг вообще много про «неправильное» поведение — то, которое взрослые обычно не одобряют, но которое на самом деле и есть самое нормальное детское.
«Первая четверть. Записки первоклашки» Нины Павловой. Сначала главная героиня книги ничего хорошего от школы не ждала. Что там такого может быть? Но, когда пришла в свой 1 «Б», оказалось, что там очень даже интересно. Учительница милая, а ребята — те еще выдумщики, не хуже самой Риты. И вашему первокласснику будет полезно понять, что школьная жизнь — это далеко не только учеба и тетрадки.
«Моя счастливая жизнь» Русе Лагеркранц — первая книга в очень популярной серии про девочку Дюнне. Здесь очень яркие и симпатичные иллюстрации. И тем, кто недавно начал читать сам, книга просто отлично подойдет. На картинках показано, как едят в школе, как идут на переменку, как героиня не может заснуть, вспоминая день в школе, как обсуждает всё произошедшее с папой, как к ней домой приходит подруга — это всё важные моменты в жизни первоклассника.
Все эти книги советую читать и первоклассникам, и тем, кто пойдет в школу только в следующем году. Без спешки, по главке в день, изучая школьную жизнь.
Читайте также:
Чему научить перед школой (но не читать и считать)
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок