Кажется, ребёнок уже вполне освоился в школе. Или нет? Понять, комфортно ли ему, как сложились отношения с одноклассниками и учителем, поможет рисунок. На что обратить внимание, рассказывает психолог Галина Смыслова.
На все расспросы ваш первоклассник отвечает «да нормально, нормально», но вот что-то в его поведении вызывает у вас смутное беспокойство. Но чем больше вопросов задает тревожный родитель, тем угрюмее становится ребёнок. Деликатно выяснить, какие чувства вызывает у него школа, учёба и как ему обстановка в классе, можно с помощью рисунка.
С чего начнём?
Задание: попросите сына или дочку нарисовать картину «Я в школе» — именно так, в широком смысле. Не давайте дополнительных указаний вроде «нарисуй учителя, доску и глобус, и добавь одноклассника, с которым сидишь рядом». Важно, чтобы сюжет выбрал сам художник.
Что используем: обычную бумагу и цветные карандаши. Почему карандаши? Рисовать красками технически сложнее, а значит, на рисунке будет меньше говорящих деталей. Фломастеры — яркие и удобные, но опять же не дают возможности оценить нажим, штриховку. Так что карандаши — то, что подходит лучше всего.
Дайте ребёнку спокойно порисовать, не стойте рядом и не ждите результата, позвольте поразмышлять и пофантазировать. Вот когда он скажет: «Готово!», — тогда и попросите посмотреть.
На что обратить внимание?
Палитра — она передает общее настроение рисунка
- Светлые, приятные глазу тона говорят о том, что ребёнку комфортно в новом статусе ученика. Чем больше ярких оттенков использовано, тем лучше: ему действительно интересно учиться, он полон энтузиазма.
- Тёмные, мрачные краски, грязные оттенки дают понять, что ваш первоклассник эмоционально угнетён, находится в стрессе от таких крутых перемен и нового ритма жизни.
Место действия
- Нарисован школьный класс. Это хороший признак: ребёнок в принципе настроен на учёбу и понимает, где здесь происходят главные события, на чём нужно сосредотачиваться.
- Изображен двор, коридор, спортивный зал, столовая — художнику не очень-то интересны уроки: ему больше хочется играть и общаться (или вообще пробовать булочки), а не проводить время за учебником.
Герои и сюжет
- Сам художник: чем он занят? Если он, например, отвечает у доски, читает — то есть как-то участвует в учебном процессе, — это хороший признак: значит, он уже втянулся в учебу, заниматься ему интересно. Просто сидит за партой (при этом не пишет, не читает) или стоит? Значит, пока он не очень-то понял, зачем люди ходят в школу. Просто мама его туда отправила, потому что «так надо». Он повернут к вам лицом, улыбается — адаптация прошла успешно, за его эмоциональное состояние можно не беспокоиться. Стоит спиной? — вероятно, он растерян, немного не в своей тарелке, испытывает смешанные чувства, с которыми трудно справиться.
- Учитель. Если он изображен на картине, значит, ребёнок понимает, какую важную роль играет педагог. Фигура заметно крупнее, массивнее, чем у других персонажей, — для ребёнка это авторитетный человек. Конечно, если учитель занимает половину листа — это уже может указывать на давление (или высокую тревожность ребёнка). А какое выражение лица? Оно может быть и не очень добрым. — ваш первоклассник переживает о том, какое впечатление производит, и склонен остро вопринимать недовольство учителя, винить себя в плохом поведении.
- Одноклассники. Если они улыбаются, что-то обсуждают, рисуют, играют вместе —обстановка в классе приятная, ребёнок освоился и вписался в новый коллектив.
- На рисунке нет ни учителя, ни одноклассников — школа для ребёнка пока своего рода «ссылка», повинность. Здесь ему неуютно, он чувствует себя чужим, не понимает, как общаться с окружающими.
Дополнительные детали
- Карты и портреты на стене, электронная доска, стопка учебников, тетради — любые атрибуты школьной жизни, дополняющие шедевр, дают понять, что ребёнок мотивирован учиться, внимателен к деталям.
- Пустое помещение, фигуры словно висят в воздухе — дистанцируется от учебы, не хочет «впускать» школу в свою жизнь. (По похожему принципу действуют взрослые, когда предпочитают не видеть и не слышать того, что им неприятно. Вот и ребёнок «не замечает» ни учителя, ни класса.
Если на рисунке много штриховки, исправлений, перечеркиваний — художник переживает, не уверен в себе.
Что делать?
Если несколько признаков указывают на то, что адаптация происходит не слишком благополучно, это еще не повод немедленно переводить ребёнка в другую школу или бежать жаловаться директору. На то, чтобы освоиться, нужно время.
Спокойно обсудите с ребёнком его картину: попросите подробнее описать сюжет, что за ребята изображены, кто чем занят, что делает учитель. Поскольку это не «серьезный» разговор с мамой, а просто обсуждение рисунка, то можно рассчитывать на большую откровенность. Вместе подумайте, что именно вызывает трудности и как можно с ними справиться.
Будьте внимательнее, разговаривайте, слушайте сына или дочку, обязательно хвалите за первые успехи (в том числе и маленькие). Ваша поддержка придаст уверенности и поможет быстрее адаптироваться.
Через какое-то время — через месяц, например, — можно снова попросить нарисовать картинку на ту же тему и посмотреть, как изменилось отношение ребёнка.
Читайте также:
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Фото: ClaudioValdes; EyeSeeMicrostock; HelenField/Shutterstock