«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
9:40
«Ум и Хрум». Мультсериал
Премьера! «Дракошия». МультсериалПремьера! «Дракошия». Мультсериал
0+
10:30
Премьера! «Дракошия». Мультсериал

«Я не согласен»: научите ребенка спорить




Спор — это словесное соревнование, в котором каждая из сторон доказывает свою точку зрения. В конструктивном споре оппоненты ищут решение, устраивающее всех, не пытаются победить во что бы то ни стало и не дискутируют ради самого спора. Как научить ребенка спорить правильно? И почему это умение так важно? Своим мнением делится Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты».

Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»
Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»

Почему нужно уметь отстаивать свое мнение

Как правило, впервые ребенок начинает спорить в два-три года. «Мама, я сам!», «Отойди, не мешай!», «Нет, я хочу только красную машинку!», «Я не буду есть эту кашу!» — уверенно и громко возражает нам малыш. С нашей, взрослой позиции это может выглядеть странно, неразумно, порой утомительно, однако именно в этот момент формируется собственная позиция ребенка, и он учится отстаивать свое мнение. Это очень важный этап развития. Наберитесь терпения, сейчас главное — сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения и помочь ему в это непростое время. Мы видим, что у ребенка уже есть собственное мнение и он его отстаивает. Попробуем научить его делать это конструктивно. Почему это важно?

При участии в конструктивном споре у ребенка развиваются очень важные качества. Это гибкость мышления, уважительное отношение к собеседнику, учитывание другой точки зрения, управление эмоциями, умение слушать, проигрывать, признавать свои ошибки. Кроме того, ребенок учится договариваться, идти на компромисс, чем-то жертвовать для достижения цели, терпимое отношение к критике, адекватная реакция на критику.


Как игра учит спорить

Для развития навыка конструктивного спора (дискуссии) необходимо постоянно расширять словарный запас ребенка, поддерживать его уверенность в себе, учить управлять эмоциями и рассуждать логично. В этом вам помогут постоянные беседы с ребенком на самые разные темы и игры, которые подойдут и для большой компании.

«Согласен/Не согласен»

Игроки по очереди высказывают короткие утверждения, остальные участники должны выразить свое мнение, используя слова «согласен» и «не согласен», и аргументировать свой выбор. Например:

— В кино ходить здорово!
— Согласен, потому что…

«У кого больше доказательств»

Эта игра — более сложная версия предыдущей. Игроки по очереди предлагают к обсуждению короткие высказывания. Остальные по очереди объясняют почему. Выиграет тот, у которого будет больше всего аргументов. Если ребенку будет сложно, помогите, задавая наводящие вопросы. Например: «Очень весело иметь собаку!». Игрок 1: «Да, с ней можно играть». Игрок 2: «Нет, она может укусить». И так далее, пока у кого-нибудь не кончатся аргументы. Эти игры тренируют мышление, внимание, развивают находчивость и красноречие.

«Упрямый ослик»

В этой игре ребенок-ослик (или родитель-ослик) все делает наоборот. Когда говорят идти — он стоит, говорят стоять — он идет. Играть можно в специально выделенное время, а можно придумать кодовое слово: услышав его, ребенок в повседневной жизни придерживается правил игры. Такое упражнение может помочь в острой ситуации упрямства и создает пространство для безопасной тренировки этого качества.

«Да и нет не говори, черный с белым не бери»

Ведущий говорит: «Любимая бабушка прислала тебе 100 рублей. Как ты хочешь их потратить?» Далее ведущий задает ребенку вопросы, расставляя хитрые ловушки: так и хочется ответить «да» или «нет» или выбрать в магазине белое мороженое! Играя, малыш учится внимательно слушать собеседника и контролировать себя, свою речь.

«Зеркало»

Правила игры простые: повторять действия. Ведущий показывает — дети зеркально повторяют. С помощью этой игры можно научить наблюдательности, внимательному отношению к собеседнику.

«Верю — не верю»

Ведущий говорит какие-либо утверждения, игроки решают, верить этой информации или нет. За каждый верно угаданный вариант можно ставить плюсы. У кого их будет больше к концу игры, тот и победил.

«Правда или ложь?»

Эта игра очень похожа на предыдущую. Ведущий рассказывает какой-нибудь малоизвестный или выдуманный факт. Игроки решают, правда это или ложь. В игре развивается мышление, наблюдательность, расширяется словарный запас и кругозор.

«Вопросом на вопрос»

Играя в эту игру можно отвечать только вопросом на вопрос, при этом не теряя логики разговора. Например:

— Будешь играть?

— А зачем?

— Почему ты спрашиваешь?

— А что, спросить нельзя?

— Кто сказал, что нельзя?

«Связи»

Участники по очереди предлагают два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой. Остальные строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного объекта, а последнее заканчивалось вторым объектом. Для маленьких детей такие цепочки могут быть совсем короткими, для детей постарше можно усложнять и удлинять их. Например: собака — вода: «Собаке было жарко — она убежала к озеру — залезла в воду». Тут хорошо тренируется умение выстраивать связи между несколькими объектами, видеть ситуацию в целом, продумывать на несколько ходов вперед.

С подростками можно играть в более сложные варианты таких игр. Также добавим хорошо известную «Мафию» и обсуждения на разные темы (прочитанные книги, жизненные ситуации, поступки разных людей, составление планов).

Кроме непосредственно участия в споре, ребенка можно научить различать его цели и не вмешиваться в деструктивный спор, целью которого является не принятие решения, а специальное ввязывание в конфликт, ссору. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо ее использовать. Это очень важный и полезный навык. Для этого ребенку необходимо уметь определять, для чего он будет спорить, чего хочет добиться.

Как можно подготовить ребенка к участию в спорах

Если ваш ребенок часто оказывается в ситуации спора, постарайтесь помочь ему подготовиться к этому.

Создавайте условия для развития самостоятельности. Постарайтесь не делать за ребенка то, с чем он может и хочет справиться сам, и предоставляйте ему право реального выбора в соответствии с возможностями его возраста.

Обсуждайте принятые ребенком решения. Аргументированно и доброжелательно высказывайте свое мнение и учите ребенка отстаивать точку зрения с помощью аргументов. Уважайте его решение и поддерживайте у ребенка ощущение его значимости.

Говорите о своих чувствах. Обозначайте свои чувства и эмоции, возникающие во время обсуждений, не бойтесь говорить «Я расстроена», «Мне очень нравится».

Напоминайте о корректности. Учите ребенка не переходить на личности в споре и самим этим не злоупотребляйте.

Покажите, как именно можно спорить. Рассмотрите с ребенком конкретные фразы, которые он может использовать в споре. Например: «Я думаю», «На мой взгляд», «Я считаю по-другому», «С моей точки зрения, это не так». Это поможет ребенку увидеть, что может быть еще и другой взгляд на обсуждаемый вопрос. Если ребенок очень часто попадает в ситуацию спора и не справляется, такие фразы можно заучить/отработать до автоматизма, чтобы он мог ими пользоваться даже в стрессовой ситуации.

Правила на каждый день

Мышление ребенка-дошкольника — это губка, которая без разбора впитывает в себя весь окружающий мир. Исходя из этого все, что окружает ребенка, приобретает огромное значение. Очень важно своим примером ежедневно обучать ребенка навыкам, необходимым и в ситуации спора.

  • Учите анализировать и делать выводы (обсуждайте прочитанные книги, фильмы, различные жизненные ситуации)

  • Следите за выражением своих чувств и переживаниями ребенка. Обсуждайте их. Говорите о себе и своих чувствах.

  • Развивайте умение слушать: выслушивайте ребенка до конца, не перебивайте. Реагируйте на его речь, показывайте свою заинтересованность. Прививайте уважение к собеседнику и к иной точке зрения.

  • Заканчивайте спор, дискуссию на позитивной ноте по отношению к ребенку

  • Играйте в игры: соблюдение правил, взаимные обязательства, умение побеждать без злорадства и достойно принимтаь поражение лучше всего формируются в процессе игры.


Что делать с «вечными спорщиками»

Может случиться и так, что ваш ребенок отлично владеет навыками ведения спора и пользуется ими по несколько раз в день, спорит по любому поводу (а иногда и без оного). Почему это может происходить и что делать в такой ситуации уже уставшим спорить родителям?

  1. Не спорьте с ним, выслушайте, возможно, ему требуется что-то совсем другое, необходимо понять истинную причину. Это может быть нехватка внимания, возрастной кризис, отстаивание права на самостоятельность.

  2. Проявляйте последовательность в своих требованиях и установках по отношению к ребенку. Возможно, ему сейчас необходима опора и помощь.

  3. Соблюдайте правила (запретов немного, но они четкие и понятные).

  4. Уважайте точку зрения ребенка. Выслушивайте его до конца, попросите аргументировать (помогите ему в этом), говорите о себе, не используя обвинения в сторону ребенка.

  5. Попробуйте переориентировать деструктивный спор в познавательный экскурс.

  6. Наберитесь терпения и самообладания.

Польза от умения вести конструктивный спор очевидна. Для полноценного развития этого навыка необходимо создавать для ребенка подходящую среду, условия для его свободной исследовательской и познавательной деятельности (для этого нужны принимающие и понимающие, открытые взрослые). На этой базе будет формироваться у ребенка собственное мнение по различным вопросам, он сможет успешно тренировать умение отстаивать свою точку зрения.

Читайте также:

Эти 5 игр сделают вашего ребенка добрее и заботливее

5 условий для формирования здоровой самооценки вашего ребенка

Братья и сестры: 4 простых правила, которые помогут вашим детям жить дружно

Фото: Evgeny Atamanenko/Pressmaster/Yuganov Konstantin/fizkes/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти