Еще не так давно левшей пытались подстроить под «правый» мир, переучивали, перекладывали карандаши и ложки из левой руки в правую. Но это не недостаток, а важная индивидуальная особенность! О чем важно помнить, если у вас растет ребенок с ведущей левой рукой, и как помочь ему справиться со сложностями, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Повезло ли левшам?
Я — левша, моя мама и мамина мама — левши. Это значит, что мы предпочитаем использовать левую руку, если нужно что-нибудь сделать или показать эмоциональный жест. Нас в мире около 15 процентов. Но в некоторых регионах левшей до 40 процентов, например, на Дальнем Востоке и в Калифорнии. И это значит, что наше ведущее полушарие — правое. Оно же отвечает за эмоции, творчество и образное восприятие мира. Большая часть человечества — правши, и у них доминирует левое полушарие, отвечающее за логику и знаки. На самом деле это не совсем так, потому что чистые типы встречаются редко!
В творческой сфере процент леворуких и амбидекстров — людей, у которых развита и левая и правая рука, достаточно велик, но среди представителей технических профессий преобладают правши. Левшей непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов. Например, бейсболистов, гольферов и боксеров, фехтовальщиков. А Национальное Бюро Экономических Исследований опубликовало доклад о превосходстве левшей над правшами. Как оказалось, выпускники высших учебных заведений, у которых более развита левая рука, зарабатывают на 13 — 21% (в зависимости от продолжительности обучения) больше, чем их однокашники — правши. Наверное, потому, что им вечно приходится приспосабливаться к жизни в этом неудобном мире. Также выяснилось, что левши чаще, чем правши, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%). Но, к сожалению, и тех, кому обучение даётся с трудом, тоже непропорционально больше, чем среди правшей! Так что преимущество быть левшой очень относительное, и на самом деле не очень понятно, само ли «левшество» тут играет главную роль.
А вы точно правша?
На самом деле мир не делится жестко на правшей и левшей, и почти у всех людей ассиметричные профили предпочтения сторон. Составьте свой профиль и профиль ребёнка — наверняка узнаете что-то новое о себе и о нем:
1. Лево- и праворукость проявляется довольно рано. Уже до года вы можете обнаружить, что ребёнок предпочитает левую или правую руку. И это факт, который обычно все про себя знают. Но, как ни странно, не всегда замечают у своих детей.
2. Есть и лево- и правоногость, предпочтение левой или правой ноги. Как это определить: попробуйте посмотреть, какой ногой ребёнку удобнее пинать мяч, какая нога толчковая в прыжке, а если все встали на старт перед бегом, то какая нога у него впереди? Левоногие при ходьбе по бездорожью отклоняются вправо, так как шаг левой ноги у них длиннее, и наоборот. Очень полезное знание в лесу!
3. Ведущий левый или правый глаз. Вытяните руки вперёд, соедините их так, чтобы получилось окошко-прицел из пальцев. Теперь посмотрите на какую-то вещь через окошко двумя глазами. Если вы закрываете один глаз, и предмет уходит из поля зрения, значит этот глаз — ведущий. Это знание пригодится при занятиях разными видами спорта.
4. Ведущее ухо. Часто это то ухо, которым вы поворачиваетесь к источнику звука, если возможности равные. У правшей часто (примерно в 21% случаев) бывает левоухость. Левоухие люди более чувствительны, чем правоухие, к одновременным звукам с двух сторон. Если с одной стороны играет музыка, а с другой разговаривают люди, левоухие могут испытывать растерянность, беспокойство, некоторых даже начинает тошнить, они плохо запоминают информацию. Например, левоухие дети в классе: с одной стороны говорит учитель, с другой болтают одноклассники — левоухий ребёнок не услышит полностью ни того, ни другого! Выход: выбирать в классе крайние в ряду места, то есть так, чтобы звуки шли в одно ухо.
Так что есть как абсолютно разные левши, так и правши: желательно учитывать индивидуальный профиль человека, чтобы он использовал свои возможности наилучшим образом.
Переучить или помочь?
Вы, наверное, знаете, что в прошлом левшей пытались подстроить под «правый» мир, и переучивали, перекладывая ручку при письме и ложку во время еды из левой руки в правую. Считалось, что «левшество» — серьезный недостаток и для жизни в обществе, и в овладении ремеслом. То есть левша должен был развиваться так, как удобно обществу, а не в соответствии со своими физиологическими особенностями. Но даже для переученного левши левосторонний тип поведения остаётся естественным. И в момент сильных переживаний или при усталости левша возвращается к использованию левой руки. Известна даже история про левшу-парашютиста, который погиб, пытаясь безуспешно достать кольцо для раскрытия парашюта левой рукой.
Меня, как и многих детей моего поколения, тоже переучивали, но, пожалуй, это даже пошло мне на пользу: может быть, потому, что это не распространялось на все сферы моего развития. Меня научили писать в школе правой рукой, но рисовать я предпочитаю левой, потому что на уроках рисования кисточку никто в другую руку не перекладывал. Так что я — амбидекстр: могу пользоваться и правой и левой рукой почти одинаково. Но меня тоже раздражают вещи, приспособленные только для праворукого мира. Попробуйте надеть часы на правую руку и попытаться их завести. Я их просто никогда не ношу! А попробуйте засунуть левой рукой билетик в метрополитене? Левши часто чувствуют себя как Алиса в зазеркалье (кстати, ее автор Льюис Кэррол был левшой).
Существуют даже организации, которые объединяют левшей в разных странах, чтобы бороться за свои права, за то, чтобы профессиональные действия они могли выполнять не по стандартным условиям, а в удобном для левшей варианте.
Как учить левшу?
Сложности у левшей возникают и при обучении в школе, потому что праворукий мир, не осознавая этого, предлагает левшам методы обучения, далеко не всегда им подходящие. Именно поэтому и сложилось представление, что у левшей большие проблемы с обучением. Так, по статистике детей с проблемами обучения среди левшей в 2,5 раза больше, чем среди правшей. Но! На самом деле не доказана разница в интеллектуальных способностях у правшей и левшей, тем более, что чистых типов левшей или правшей не много. Есть особенности функционирования, которые чаще можно встретить у левшей: например, левши могут казаться медлительными в школьном обучении, хотя быстро соображают в обычных ситуациях, и часто начинают скучать, потому что готовы к большим объемам информации. Но они терпеть не могут изучать всё по частям — это слишком очевидно. А вот в стрессовых ситуациях они замедляются. Правши оценивают и читают слова «блоками», поэтому для них необходимо использовать фонетический подход (от части к целому), который преобладает в школе. Левши обучаются от целого к части, следуя дедуктивной методике, как Шерлок Холмс, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами (методика Зайцева, система Занкова), фонетические транскрипции — это всё выглядит малопонятным и ненужным.
Общество и школа переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. В школе правополушарные предметы рассматриваются как не обязательные, не такие значимые: рисование, музыка, мифология. И преподаются во многих местах довольно формально. Известно, что креативность детей после того, как они начинают учиться в школе, не возрастает, а падает, что очевидно и задается перекосом в развитии левого полушария.
Для эффективного восприятия информации с доски левшам нужна светлая доска и темный мел, и чтобы все сидели полукругом, а правшам — наоборот: темная доска и светлый мел, и все сидят рядами за партами. Не так уж просто эти условия сочетать в одном классе! Но можно придумать варианты, чтобы потерь информации было меньше.
То, чего не хватает в школе, приходится компенсировать дома. Если особенности восприятия пространства и времени леворуким ребенком учтены, он усвоит все предметы так же, как и правша. Но и родителям, и учителям важно понимать, что часто левшам нужно больше времени для того, чтобы перевести материал на свой собственный язык мышления.
А кто из вас левша? У кого дети — левши? Расскажите об их особенностях. Особенно интересно сравнить, если в семье есть и левши, и правши!
Читайте также:
Ваш ребенок — интроверт: 5 признаков
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Фото: Yulia Evstratenko, Sharomka, Oksana Kuzmina/Shutterstock.com