Чтобы вселить в ребёнка уверенность не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Вот такой, например: чаще рассказывайте ребенку истории из его собственного прошлого! Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Пример из жизни
Рассказы могут вдохновить, дать начало новым свершениям. Приведу пример, иллюстрирующий этот процесс.
Семилетняя Аня ужасно застенчива — настолько, что это мешает ей жить. В частности, она не осмеливается пойти на день рождения к друзьям, если еще как следует не познакомилась с их родителями. Она боится здороваться с чужими и отказывается посещать кружки и секции со сверстниками. Однажды вечером она смотрит семейную видеозапись. Там есть эпизод, где шестимесячная Аня сидит на коленях то у одного, то у другого взрослого. Все это происходит в парке, где родители устроили пикник с друзьями. Малышка Аня улыбается окружающим и жизнерадостно лопочет. Она позволяет взрослым целовать себя в щеку, она смеется, когда ее забавляют. На экране Аня видит уверенного и общительного малыша, и самое интересное, что этот малыш — и есть Аня. Когда запись подходит к концу, Аня еще какое-то время задумчиво сидит на диване. «Когда я была маленькая, я совсем не стеснялась», — говорит она родителям. «Это точно, — отвечает мама. — В тебе столько уверенности и открытости, Аня!
Этот, казалось бы, непримечательный случай сильно повлиял на Аню. Видеозапись, демонстрирующая уверенность, смелость и открытость Ани в младенчестве, по всей видимости, расширила границы самоощущения девочки. Аня потихоньку начала действовать смелее, меньше робела, а спустя несколько дней после просмотра записи выразила желание принять приглашение и самостоятельно отправиться на день рождения, куда до этого идти боялась. Родители изумленно и радостно махали ей вслед, когда она не спеша отходила от дома.
Как это работает?
Когда ребенок (да если на то пошло, и взрослый тоже) обнаруживает в себе нечто, открывающее другие стороны личности, может возникнуть своего рода психологическая настроенность, готовность усилить то, что в тебе уже есть, но что, вероятно, какое-то время дремало. Аня и ее родители несколько лет жили с представлением об Ане как об очень робкой девочке. Видеозапись Ани-младенца стимулировала в семилетней девочке готовность воспользоваться открытостью, которая в ней заложена. Так альтернативные истории о нас самих зачастую запускают схемы действия, отличные от тех, которыми мы привыкли пользоваться.
Родителям важно об этом помнить. Мы можем способствовать развитию и укреплению структуры «Я» ребенка, его самооценки, осознанно предлагая определенные истории из его жизни.
В ребенке сокрыта масса возможностей, и еще недолгая детская жизнь уже вмещает в себе самый разный опыт, многогранный и неоднозначный: пугливый в какие-то моменты был отважным, храбрецу бывало страшно, покладистый не слушался, а непоседа бывал тише воды ниже травы. Мы, взрослые, можем осознанно выбирать истории, которые помогают ребенку развить то, что, по нашему ощущению, ему нужно в себе развивать.
«Расскажи про меня маленькую!»
Дети любят слушать рассказы о самих себе, о том времени, когда они были младше, и это не случайно. «Расскажи про меня маленькую!» — обычная просьба, с которой ребенок обращается к родителям, просьба, которую мы обязаны выполнить.
Расскажите ребенку о том, каким чудным и очаровательным малышом он был. Опишите его тогдашние привычки или необычные звуки, которые он издавал в младенчестве. Расскажите о его первых словах и о том, как он удивлял вас забавными высказываниями всего лишь в двухлетнем возрасте.
Выберите истории, вызывающие положительные эмоции и у вас, и у ребенка, и будьте готовы рассказывать снова и снова те из них, которые, на ваш взгляд, ему приятно слушать. Моя младшая дочка любит рассказы о том, как она, будучи младенцем, ужасно сердилась, если не могла с чем-то справиться, и о той невероятной радости, которая ее озаряла, когда у нее все-таки это получалось. Мне кажется, ей нравятся истории, повествующие о том, чтобы хотеть, добиваться и получать желаемое.
Старайтесь рассказывать истории о разных вещах, а не об одном и том же. Для укрепления самооценки детям полезно слышать, каким богатством качеств они обладают. Таким образом вы поддержите в ребенке способность обращаться к различным сторонам своей личности.
Г. Эейстад. «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей»
Как формируется здоровая самооценка? Какие слова и поступки родителей помогут ребёнку чувствовать свою значимость и ценность, научат справляться с трудностями и делать правильный выбор? Книга дает важные ориентиры мамам и папам, которые не просто готовы любить ребёнка без оглядки, но и хотят осознавать, какое влияние оказывают на него каждый день. Примеры из жизни дают возможность задуматься, провести параллели, и, возможно, увидеть себя со стороны.
Читайте также:
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими
Фото: My Good Images, fizkes/Shutterstock