Сейчас, когда пошёл второй месяце карантина, у детей и родителей накопилась усталость, бывают дни, когда настроение на нуле. Найти в себе энергию и не утонуть в рутине поможет творчество. Детям, чтобы вдохновиться и загореться какой-то идеей, может понадобиться помощь родителей, напоминает арт-терапевт Светлана Филяева.
Творчество — это замечательный ресурс для снятия тревоги. Это и возможность отвлечься, и развитие креативности, а значит, и расширение взгляда на решение проблем. Это контакт с собой, самовыражение, выход своим мыслям, чувствам, желаниям.
Поэтому творчество для ребёнка становится точкой опоры в нынешней ситуации неопределённости и быстрых перемен. И заниматься им нужно каждый день.
Несколько идей из хороших книг
Найти идеи творческих занятий можно в хороших детских книгах, а потом уже развить мысль дальше, переработать на свой вкус.
Я выбрала несколько книг, которые помогут попробовать что-то новое и подскажут идеи на будущее.
«Сделай свою книгу» Тони Виатровски
Это практическое руководство: здесь рассказывается, как самому сделать брошюру, газету, азбуку, причём, используя очень скромные материалы, которые обычно есть под рукой, — ничего не нужно докупать.
Все дети любят сочинять истории: сказки, детективы, страшные истории. Сейчас самое время раскрывать литературный талант ребёнка, развивать креативность. Только представьте: он сам полностью сделает свою книгу! Может быть, и не одну, в разных жанрах: детектив, комикс, фэнтези.
Придумывать свою историю, используя идеи из этой книжки, вполне можно уже с 3-х лет — просто потребуется больше участия и помощи родителей.
«Сам себе издатель. 10 мини-журналов своими руками» Кристины Бажински
Это книжка представляет собой не просто советы, а набор готовых шаблонов, которые надо заполнить. Здесь есть интервью, блиц-опросы, раздел с любимой едой, даже рубрика «Паноптикум чудовищ».
Используя ножницы, скотч, можно сделать несколько зинов (так называются авторские малотиражные журналы) из самой книги. А потом продолжить и сделать уже что-то своё.
Подходит для старших дошкольников и младших школьников.
«Читательский дневник» Марты Райцес
Издание рассказывает, как и зачем вести читательский дневник, есть подсказки, как сделать собственный литературный кроссворд, что такое фанфик и как его написать. Объясняется, зачем выписывать цитаты — это важно для осмысленного чтения, рефлексии, для развития нарративного навыка. Есть место и для своих заметок: рецензий, иллюстраций, новых слов.
Хороший вариант для старших дошкольников и младших школьников.
«Творческий год» Джин Ван'т Хал
В этой книге советы о творчестве дома с ребёнком привязаны к временам года и праздникам. Рассказывается об использовании природных материалов, о том, как сделать конструктор из маршмеллоу и коллажи из материалов, которые есть дома. И много рецептов для дошкольников: книга будет помощью для тех, кто любит кулинарное творчество.
Вообще с точки зрения арт-терапии любая возня с тестом очень полезна. Это новые тактильные ощущения, развитие мелкой моторики. Тесто бывает разное: жидкое для блинчиков, густое для печенья…
Книжка — отличный вариант для малышей с 2−3 лет и их родителей.
Дети сейчас вообще мало участвуют в домашних делах. Они выключены из этого круга — и карантин это ярко выявил. Сейчас хорошее время, чтобы в игровой форме приучать ребёнка готовить что-то несложное, накрывать на стол, затем убирать с него. Карантин — это и время для развития полезных привычек.
«Как устроен музей»
Это книжка огромного формата, с главами и разворотами. Она покажет, что такое музейное хранилище, зал реставрации. Очень познавательная! Бывают музей, в которые мы ходим, а бывают виртуальные: как раз сейчас мы посещаем много выставок онлайн. Эта книга поможет познакомить ребёнка с музеем.
А ещё она подтолкнёт к созданию выставки собственных работ дома. Тут надо всё хорошо продумать: какие экспонаты войдут, как сделать развеску, подготовить каталог и нарисовать афишу, сделать билеты. Возможно, надо даже прочитать домашним какую-о лекцию о творчестве?
Книжка будет интересна дошкольникам и детям постарше.
Пока мы проводим это время дома, надо обязательно обсуждать с ребёнком новые идеи, пробовать новые материалы для творчества. Даже если он говорит, что ничего не хочет, устал, сил нет — всё равно не стоит ждать, что однажды его вдруг озарит. Показыйте, подсказывайте, — как только он заинтересуется, энергия сразу появится.
Читайте также:
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога
Ничем не интересуется? Как не «спугнуть» любознательность ребёнка
Занавес открывается! Как устроить домашний театр
Фото: Natalia Deriabina/Shutterstock.com