Когда ребёнок громко хлопает дверью, плачет — всё понятно: зол, расстроен. Но не все эмоции и состояния так легко считываются. В стрессовой ситуации ребёнок может сидеть себе тихо-спокойно, выглядеть задумчивым и меланхоличным… Но язык тела подскажет: он чем-то встревожен.
Сам он за собой ничего не замечает. Но для родителей некоторые жесты, движения ребёнка, которые то и дело повторяются в похожих ситуациях, довольно заметны. Они указывают на то, что ребёнок смущён, обеспокоен, переживает. На что стоит обратить внимание?
Накручивает прядь волос на палец. Любые повторяющиеся движения помогают избавиться от нервозности, возбуждения, сбросить эмоциональное напряжение — монотонное действие кажется таким знакомым, успокаивающим, позволяя немного отключиться от слишком бурных для ребёнка событий реальности…
Прикусывает губу. Часто это бывает, когда ребёнок хочет что-то сказать, возразить, поспорить, но не может решиться. Станут ли вообще слушать? Такая привычка бывает у детей, которые время от времени слышат в семье резкие фразы вроде «тебя забыли спросить!», «помолчи-ка, когда старшие говорят». Вот и приходится «глотать» слова и закусывать губы.
Перебирает пальцами. Он может заламывать кисти, прикусывать, нажимать на кончики пальцев, теребить ногти и заусенцы. Обычно эти манипуляции довольно заметны. Похоже, ребёнок просто дико волнуется, переживает, что о нём подумают и скажут. Ему очень неловко. В такие моменты ему точно нужна поддержка, участие.
Грызёт ногти. И за этой распространённой привычкой довольно часто стоит повышенная тревожность. Что-то его очень беспокоит, но стоит начать обкусывать ногти, всё становится немного проще: когда занят привычным делом, напряжение спадает.
Отругать или поговорить?
Бороться с привычками самими по себе смысла нет — ведь все они лишь указывают на беспокойство ребёнка, вот на причины тревоги лучше и обратить внимание.
- Не стоит громко возмущаться и уж тем более обсуждать с кем-то при ребёнке его манеру теребить пальцы или крутить локоны. Это только усилит эмоциональное напряжение, появится чувство вины, — а малышу и без того непросто: зачем делать ситуацию ещё более сложной для него?
- Проанализируйте, в каких ситуациях это чаще всего происходит? Перед занятиями в кружке? Или когда к вам домой приходят взрослые гости? Может быть, вашего впечатлительного ребёнка нужно заранее настраивать перед походом в незнакомое место, объяснять, рассказывать истории о людях, с которыми он сегодня познакомится. Или просто несколько минут посидеть рядом, положив руку на плечо.
- Придумайте «заменители» и «переключатели». Видите, что ребёнок опять замкнулся, задумался и стал грызть ногти, постарайтесь отвлечь его: подойдите, обнимите, начните рассказывать что-то интересное. Вместе подумайте, а можно ли давать выход эмоциям и сбрасывать напряжение каким-то другим способом? Например, пританцовывать. Или начинать делать упражнения из пальчиковой гимнастики.
Если видите, что ребёнок из-за чего-то переживает, не может решиться на разговор, отложите все дела и внимательно выслушайте. Будьте готовы поговорить и о тех эмоциях, которые кажутся неприятными, «неправильными» — зависти, обиде, злости.
Читайте также:
Сказки, которые учат понимать эмоции
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Почему иногда истерика — это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Фото: Ann in the uk, SabOlga, Tompet, MNStudio, Martin Novak, Barbara Sauder/Shuttersttock.com