«Ничего делать не умеет! Такая несамостоятельная!», —жалуется мама. И тут же срывается к дочке, чтобы помочь вытряхнуть из сандалии попавший песок: «Да подожди ты, нет, не так. Стой и держись, я сама всё сделаю».
Пять минут назад девочка-дошкольница ловко карабкалась по лесенкам, висела на турнике, прыгала на одной ножке. И, кажется, с координацией у неё всё было хорошо. И вдруг, за какие-то 30 секунд превратилась в беспомощное создание…
Наверняка вы не раз видели такие сценки. Почему-то они бросаются в глаза, когда речь идёт о других детях и других родителях. А за собой мы ничего такого не замечаем. Какие ошибки часто повторяют многие мамы и папы?
- Всегда бросаются помогать ребёнку, даже когда не нужно. При этом желательно одёргивать и говорить громким шёпотом что-то вроде «ну кто так делает?». Даже если ребёнку сначала было интересно попробовать что-то новое самому, он быстренько понимает: не получится, лучше и не пытаться, потому что мама явно этим недовольна.
Как лучше: объяснить, показать, подсказать. Если вспомнить недавнее прошлое, то всего несколько лет назад малыш, впервые взяв в руки ложку, радостно ткнул ей… да куда угодно, но только не в рот. И что? Некоторое время вам приходилось убирать размазанное по столику пюре, а потом как-то само собой оказалось, что он уже очень ловко ест сам (и при этом ещё и болтает, и хохочет, и двигает ногой машинку под столом). И вам нет нужды кормить его с ложечки. Так и с любым другим навыком: застёгиванием пуговиц, шнуровкой кед, намыливанием головы, катанием на велосипеде… Дело только в тренировке: дайте возможность научиться!
- Перепроверяют за ребёнком всё: уложенный в коробку конструктор, поделку в детский сад, собранный рюкзак, домашнее задание. Угадайте, что многие делают при этом? Сначала, конечно, скорбное лицо, а потом — перекладывают конструктор, переклеивают и выравнивают пару пластилиновых деталей, вытряхивают рюкзак и напоминают, что не положил линейку, исправляют решения в задачке… Родители хотят, как лучше, а ребёнок усваивает, что они всё равно всегда всё переделывают: смысл стараться?
Как лучше: не перекладывать, не менять и не переделывать. Не всем поделкам суждено побеждать на конкурсах, иногда младшеклассники забывают принести в класс ручки и линейки. И это точно не трагедия: так дети тоже получают жизненный опыт и учатся ответственности. Вы можете напомнить, придумать с забывчивым ребёнком считалочку, которая поможет собирать рюкзак, купить с ним стикеры-напоминалки. Но не делать всё и не думать за него.
- Решают за ребёнка. Начинается с мелочей: нет, лучше надень эти джинсы. Ешь яблоко, а не грушу. Изучай вот эту книжку, иди вот в этот кружок. Иногда родственники ещё и спорят при ребёнке о том, в какую секцию его «отдать», О том, что он может принимать какие-то решения сам, ребёнок знать не знает. А в какой-то момент может вообще перестать понимать, что же он на самом деле хочет и любит (может быть, ему и яблоки, и груши одинаково не вкусно есть).
Как лучше: давать возможность делать выбор — учитывая возраст, конечно. Достать из собственного шкафа футболку на свой вкус пятилетке точно по силам, выбрать на полке заинтересовавшую книжку — тоже. Семилетний может сообразить, какой кружок ему интереснее: рисование, программирование или шахматы. Чем старше ребёнок — тем шире возможности выбора.
- Общаются вместо него. На площадке было столько симпатичных детей с хорошими игрушками, но ваш сын почему-то подошёл к мальчику в самой замызганной куртке. Сначала они играли вместе, а потом стали толкаться и обзываться. Материнское сердце не выдержало: как же не защитить своего ребёнка от опасного малыша с криминальными наклонностями?! 5 минут скандала — и мама отводит к безопасной девочке: вот с ней и играй.
Как лучше: дать ребёнку возможность самому решить конфликт, приглядывая, конечно. Полезно обсудить, позадавать вопросы («а почему, как ты думаешь?»), подумать вместе, что и как можно было бы сказать. Навык общения не потренируешь, если всё время оглядываться на маму с папой.
- Часто напоминают, как он неправильно себя повёл, как допустил глупую ошибку, как сказал что-то невпопад. Можно сообщать об этом не только ребёнку, но и родственникам, и друзьям семьи в его присутствии. В основе лежит желание предостеречь от других ошибок в будущем, но в результате ребёнок просто теряет уверенность в себе, убеждаясь в том, что большинство его попыток что-то сделать оканчиваются грандиозным (судя по том, как долго мама помнит) провалом.
Как лучше: не напоминать о неудачах, как о трагических историях, — а скорее, как о приключениях, которые могут чему-то научить. Подбадривать, стараться вместе разбираться: «Как думаешь, почему так получилось?», «А как можно было сделать по-другому?», «Зато ты научился…», рассказывать похожие истории из своего детства. Ведь куда важнее, не результат, а то, что ребёнок попытался, собрался, приложил усилия.
Читайте также:
«Как он без меня?»: что делать, если вы очень тревожная мама
Чему научат неудачи? Как помочь ребёнку учиться проигрывать
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
Фото: mamaza, shapovalphoto, Zoroyan/Shutterstock.com