«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
19:25
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
22:00
«Ничего себе имя!»
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
22:30
«Смешарики». Мультсериал

Ребёнок не говорит: это задержка речевого развития?



В последнее время родители все чаще жалуются на то, что ребенок «не заговорил вовремя», и уже в два года на малыша вешают ярлык — «задержка речевого развития». Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что мамы и папы, находясь в плену стереотипов и устаревших нормативов развития, чаще всего, самостоятельно ставят ребенку этот диагноз. Почему молчит малыш и что с этим делать, рассказывает психолог Мария Меролаева.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт
Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт

Если посмотреть на современных детей, то становится очевидным, что старые таблицы с нормативами развития речи, по которым ориентировались логопеды 20 лет назад, можно смело засунуть в дальний ящик шкафа. Они безнадежно устарели и, если ориентироваться на приведенные в них данные, то, наверное, каждому второму сегодняшнему ребенку можно без труда поставить этот злополучный диагноз — «задержка речевого развития». Но ведь сейчас речь малышей развивается совершенно иначе!

Почему современные дети начинают говорить позже

Вот четыре самых популярных версии, ни одна из которых, кстати, не является научно-обоснованным фактом:

Из-за гаджетов

Повсеместное использование гаджетов — телефонов, планшетов, телевизоров, несомненно сказывается на том, что современные дети начинают позже говорить. Малышам с самого рождения начинают показывать развивающие мультфильмы и предлагать поиграть в игры, хотя специалисты уверены, что до полутора лет детям синий экран (будь то планшет или телевизор) абсолютно ни к чему. Только начиная с 3-летнего возраста малышам разрешается проводить время перед телевизором, но не более 20−30 минут подряд.

Интересно, кстати, что в Советском Союзе даже эти ограничения были совсем другими: и для школьников, и для дошколят был установлен один и тот же регламент — не более 15 минут в день на просмотр мультфильмов.

Из-за шума

Существует мнение, что задержка речевого развития возникает из-за чрезмерного возбуждения правого полушария мозга ребенка — это может происходить, если дома очень шумно: играет громкая музыка, постоянно работает телевизор. Или же, наоборот, преследуя благие цели, родители включают ребенку медитативные мелодии дни напролет.

Из-за перенасыщения

Родители, опять же, из хороших побуждений, чрезмерно стремятся развивать современных детей, чей окружающий мир и так чрезвычайно насыщен информацией.

Это способствует тому, что у малышей формируется своеобразная защитная реакция «ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не говорю».

И тогда речевая задержка идет рука об руку с нарушениями коммуникации, а также могут выявляться аутистические тенденции в развитии, которые тоже количественно увеличиваются в последние годы, согласно статистическим данным.

Из-за родителей

Современная тенденция делать из ребенка культ и «смысл жизни» всей семьи тоже не способствует быстрому развитию речи. Ведь малыш, который может излагать свои мысли — это уже не тот очаровательный пупс, который «так умильно лопочет на своем». Взрослым хочется, чтобы ребенок подольше оставался маленьким, транслируя детям, что чем они беспомощнее, тем для них же и лучше.

Что делать родителям, если им кажется, что у ребенка задержка речевого развития

Не паниковать

Необходимо помнить о том, что все дети разные, у каждого свои индивидуальные особенности и скорость развития!

Посетить врача

Первое, что необходимо сделать родителям при подозрении задержки речевого развития у ребенка — это комплексное обследования у детского невропатолога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Это нужно сделать, чтобы исключить наличие проблем, которые можно решить только с помощью профильных специалистов. Потому что, если проблемы все же есть, то чем раньше родители начнут ими заниматься, тем быстрее и проще удастся их разрешить.

Больше играть

Если вспомнить про онтогенез и филогенез, то очевидным становится, что первый этап развития речи — это звукоподражание.

Очень действенно, если родители играют с детьми в подражание звукам окружающего мира: «Как дождик капает? Кап-кап. Как собачка лает? Гав-гав. Как машина бибикает? Би-би!». При этом очень важно активно поощрять любые попытки малыша говорить, даже если то, что он сказал далеко от того, что от него ожидали услышать.

Играйте в интересные игры — гудите как самолеты, летая по комнате; играйте на дудочке, как пастушок, который собирает стадо овечек; укладывайте кукол спать, напевая им «баю-бай»! Учите ребенка воспринимать и воспроизводить заданный ритм и заданное количество хлопков. Можно использовать специальные песни для логоритмики. Можно стучать деревянными ложками и железными поварешками по кастрюлям, напевая любимые песни. Все ограничено только вашей фантазией и степенью звукоизоляции стен вашей квартиры.

Больше петь

Пойте малышу песни, в них есть смысл и ритм — это основа гармоничного развития речи. Не включайте аудиозаписи, намного эффективнее петь самим, ведь в этом случае малыш видит мимику родителя, как работают его губы, какие эмоции выражает его лицо!

Больше читать

Читать книги — очень полезно! Во время чтения малыш учит новые слова, слышит литературный язык, изучает структуру речи. Для каких-то повседневных бытовых задач можно подобрать веселые стихи, которые будут сопровождать эти моменты — например, есть стихи про одевание, умывание, правила поведения и так далее.

Развивать мелкую моторику

Выполняйте с малышами задания для развития мелкой моторики, задействуйте маленькие пальчики в играх и домашних делах! Наш мозг так устроен, что развитие структур, которые отвечают за речь и тех, которые отвечают за мелкие движения рук, тесно связано. Давайте ребенку перебирать небольшие предметы, лепите из пластилина или соленого теста, рвите бумагу, рисуйте пальчиковыми красками, цепляйте прищепки, выкладывайте картинки из мозаики, играйте в пальчиковые игры!

Общаться с ребенком

Разговаривайте с ребенком как со взрослым — речь родителей должна быть простой и понятной, доступной для понимания малышом, но, в то же время, правильной и полной. Нет необходимости переходить на язык звуков и жестов, чтобы ребенок лучше вас понимал. Просто говорите и это, со временем, случится само собой.

Читайте также:

11 логопедических упражнений, которые легко делать дома

Игры с песком, которые помогают развитию речи. Советы логопеда

Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера

Фото: LeManna, VGstockstudio/Leszek Glasner/misfire_asia/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Мария  Меролаева
клинический психолог, семейный психотерапевт
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти