Зачем нужен читательский дневник? Как его заполнять? А можно ли вести его и с дошкольником, который не умеет писать? На все вопросы отвечает книжный психолог Светлана Филяева.
Советую начинать вести читательский дневник с детьми ещё до школы, лет с 4−5-ти.
Это важно:
- для развития нарративного навыка ребёнка;
- для того, чтобы ребёнок учился обрабатывать информацию, анализировать;
- а ещё и потому, что ведение дневника приучает к чтению, помогает формировать читательский вкус.
А самое главное в читательском дневнике то, что он рассказывает не столько о прочитанной книге, сколько… о самом ребёнке. Это про себя и для себя. Почему?
Одну и ту же книгу мы все читаем по-разному. Она для нас имеет разный смысл.
Вот, например, есть прекрасная книга «Хедвиг наконец-то идёт в школу». Я её читала на занятиях со многими детьми. История про девочку, которая идет в первый класс, у неё появляются подруги, она попадает в неожиданные неприятности.
Для кого-то это история будет про дружбу. Для кого-то — про школу, про первый класс, как можно и как нельзя вести себя в классе. Для других была самой важной тема, как говорить «нет», как общаться со взрослыми, если они делают что-то неправильное, несправедливое.
Можно сказать, что так происходит с каждой книжкой. Поэтому, когда ребенок обдумывает сюжет, отвечает на вопросы, делает записи или рисунки, он лучше понимает себя. И берёт из книжки что-то полезное для себя.
Ошибка родителей после прочтения интересоваться «понравилось — не понравилось» или говорить «перескажи, что ты запомнил». Ребенок скажет: понравилось. А вы не знаете, что понравилось. Скажет: не понравилось. А вы не знаете, что не понравилось.
Перескажи — тоже вариант, который не даёт вам никакой информации. Во-первых, дети дошкольного и младшего запоминают обычно яркие эмоциональные моменты и пересказывать всё целиком им сложно или просто скучно. Во-вторых, у детей разная память. Если у ребенка память хорошая, и он пересказал книгу — это не значит, что его что-то по-настоящему в ней заинтересовало, «зацепило». И наоборот: не смог пересказать — не равно «ничего не понял».
Как заполнять читательский дневник?
Советую родителям купить или посмотреть-полистать в библиотеке пару образцов читательского дневника, сейчас их выпускают многие детские издательства. В начале там обычно есть информация о том, зачем нужен дневник, есть задания, вопросы. Какие-то базовые идеи вполне можно взять и придумать на их основе свои варианты.
Заведите ребёнку отдельный альбом или тетрадь крупного формата, в которой можно и рисовать.
Задания для дневника
1. Нарисовать персонажа, который запомнился больше всего. И вовсе не обязательно это должен быть положительный герой, которого вы «одобрили». Это может быть и страшный злодей.
2. Нарисовать продолжение истории с этими героями. Что делали дальше Лис и Зайка, Петсон и Финдус?
3. Придумать и нарисовать комикс о том, что бы случилось, если бы герои разных книг встретились: кто бы подружился, кто бы поссорился.
Если ребёнок уже читает и начинает писать сам, то добавляем в дневник и письменные задания (заодно и потренируется в письме).
4. Поступок героя, который больше всего понравился или не понравился.
5. Напиши альтернативную концовку истории.
6. Что бы ты никогда не сделал, как герои из этой книги?
7. Опиши поступок или сцену от лица героя: я пришел, я увидел, я решил.
8. Сравни книгу с экранизацией (если она есть, конечно). Расскажи, как тебе экранизация, отражает ли книгу, что понравилось больше.
9. Если история выходила с разными иллюстрациями, напиши, какие тебе нравятся больше и почему.
10. Какие блюда из тех, что упоминаются в книге, ты бы хотел попробовать? (Можно, кстати, найти рецепт и приготовить вместе).
11. Цитаты из книжки. Найди и запиши фразы, которые вдохновляют или смешат.
12. Книга, которая понравилась мне больше всего за последнее время, и почему.
13. Самая ужасная книга, та, которая мне больше всего не понравилась, и почему.
14. Книга, которую мы прочитали быстрее всего.
Предлагайте разные задания, необязательно одни и те же на каждую книжку.
Рассказывая о своих впечатлениях, обдумывая, выбирая, о каком герое или ситуации написать, ребёнок понимает, что важно именно ему, какой он сам. Он часто находит в книге и ресурс, полезные знания, подсказки, как себя вести.
В книге мы часто видим, что главный герой умеет что-то делать, но боится, стесняется попробовать, а потом набирается смелости и делает, использует свои знания. Или, например, он оказывается перед выбором: схитрить, обмануть злодея (врать же нехорошо?) или оставить всё как есть и быть честным. Чтение помогает обдумать такие ситуации, примерить на себя, расширить границы. Это развивает как эмоциональный, так и социальный интеллект ребёнка.
Когда ребенок ведёт такой альбом, он может открыть свой талант к рисованию или письму. Нарисовал комикс для дневника и продолжил уже просто так, потому что нравится и получается. Написал фанфик — и продолжил сочинять что-то ещё.
Читательский дневник — это ещё и трекер чтения. Он позволяет понять, сколько прочитано, какой жанр чаще всего выбирается (детектив, фэнтези, сказки, мифы, исторические книжки), какие авторы и стили иллюстраций нравятся. Может подсказать, книги ещё стоит прочитать. Поэтому можно добавить и такое задание:
15. Я планирую прочитать.. и список книг (про космос, про поезда, странных животных, вирусы). Можно сходить в библиотеку, поизучать книжные ресурсы в интернете и составить список интересующих книг.
И ещё одна идея напоследок: форматы ведения читательского дневника могут быть разными. Можно делать это и как видеоблог: снять ролик о прочитанной книге, придумать сценарий и разыграть. Многим детям это будет очень интересно!
Читайте также:
4 причины читать вслух ребёнку (даже когда он уже научился и сам)