«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
13:15
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Отель у овечек». Мультсериал«Отель у овечек». Мультсериал
0+
15:35
«Отель у овечек». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»

Бекон, батон, «Наполеон»? Как сформировать у ребенка здоровые пищевые привычки



Ребенок любит только сладкое и жирное? Как сформировать у него (а точнее, у всей семьи) здоровые отношения с едой и почему заняться этим удобнее именно летом, рассказывает психолог Светлана Филяева.

Фото: Nina Buday/Shutterstock
Фото: Nina Buday/Shutterstock

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт

Родители часто жалуются на то, что ребенок ест слишком много, предпочитает сладкую газировку, булки и тортики… Может быть, просто надо исключить всё вредное и оставить только всё полезное? Чтобы с едой сложились здоровые отношения, этого недостаточно.

Еда часто недооценивается родителями по ее эмоциональной, психологической значимости в жизни ребенка.

Мамы и папы обычно смотрят так: еда полезная — неполезная, пора продукт в этом возрасте есть — или еще рано, есть аллергия — нет аллергии, быстрая еда — или, наоборот, ее нужно долго готовить. То есть подходят прагматично, оценивая состав, полезность, скорость приготовления.

И очень часто забывают о том, что еда (особенно для детей раннего и дошкольного возраста) — это целый мир.

Еда — это еще…
• эмоции,
• общение,
• знакомство с миром,
• воспоминания,
• комфорт (или, наоборот, стресс).

У нее есть не только утилитарная функция (напитать), но и психологическая значимость. Чтобы сформировать действительно здоровые отношения с едой, надо обязательно учитывать и эту сторону.

Как связаны пищевые привычки и обстановка дома

Начнем с того, что здоровые пищевые привычки у ребенка формируются тогда, когда у него здоровое психологическое окружение. Потому что незрелая детская психика часто справляется со стрессом, напряжением именно через еду, с помощью перекусов, сладкого.

Поэтому очень важно, чтобы и в семье было комфортно, чтобы у самих родителей было все нормально с питанием. А ведь сейчас в мире взрослого человека, каких только проблем в этой области не найдешь — тут и привычка заедать неприятности, и зависимость от сахара, и бесконечные диеты… Родители часто не замечают связи.

Пример из практики. Девочке 8, братику — 5. И у девочки уже есть проблемы с весом (и брат догоняет), мама говорит, что ей нужно менять пищевые привычки. Ребенок канючит и требует сладкое… Когда мы начали разбирать ситуацию в семье в целом, то мама описала свои минуты отдыха так: чашка кофе, полпачки пастилы или пирожное и телевизор (под который, как многие уже знают, всегда съедается больше). То есть дети видят: мама становится довольной и счастливой, когда ест что-то сладкое под сериалы. И у них на самом-то деле сформировалась ровно та же самая привычка. Теперь они требуют: включи нам мультики и дай нам что-нибудь вкусное!

Если видим пищевые проблемы у ребенка, всегда начинаем с вопроса себе: откуда они взялись? А что у меня, как у взрослого, с едой? Может быть, я заедаю какие-то проблемы? Есть ли удовлетворение, когда смотрю на себя в зеркало или хочется что-то изменить? Очень важный вопрос: каким было отношение к еде в моей семье, в базовой, в родительской (Помните, когда-то многие бабушки напоминали: «Ну-ка ешь с хлебом!»). Возможно, мы взяли оттуда какие-то нездоровые традиции, от которых сейчас пора отказаться?

Еще пример из практики. Семья: мама, папа, дочка. У всех склонность к лишнему весу, и мы уже начали прорабатывать это на встречах. И тут родители рассказывают про ужасный конфликт. Дочка как-то попросила разрешения сделать себе горячий бутерброд, а позже выяснилось, что она съела почти целый батон, упаковку бекона и большой кусок сыра. На нее накричали: «Что с тобой будет! Ты скоро в дверь не пройдешь!». А ведь главный вопрос вот в чем: каким образом на кухне оказался бекон? И белый хлеб? (Напомню, к тому моменту мы уже обсуждали тему лишнего веса в семье на сеансах).

Когда родители так бурно реагируют на нарушения питания ребенком и не следят за собой, здесь, конечно, есть психологическая подоплека. «Я себе разрешаю, не хочу осознавать проблему, но на самом деле не принимаю себя и свой вес». Происходит перенос на ребенка — родитель пилит его за то, что не принимает в себе (конечно, бессознательно).

Фото: New Africa/Shutterstock
Фото: New Africa/Shutterstock

Совет. Если видите, что у ребенка уже есть нездоровые пищевые привычки, решительно пересматривайте содержимое холодильника, шкафов, своей продуктовой корзины (убрав запретный продукт на верхнюю полку или сообщив, что это только «ваша» пастила, вы проблему не решите). Пусть дома будет только здоровый перекус (сухофрукты, орешки, мюсли-батончики, яблоки) и здоровые продукты.

Три месяца лета — это хорошая возможность перестроить пищевые привычки семьи. Потому что изменение рациона отнимает много сил и внимания: за 2 недели ничего не получится. Летом, когда больше свободного времени и энергии, можно как раз и заняться.

Еще один плюс — большое разнообразие полезных продуктов: много действительно спелых и вкусных овощей, фруктов, ягод. Их удобно ввести в обычную корзину.

Добавьте к своему списку планов на лето — «завести здоровые пищевые привычки всей семьей». И обратите внимание на то, что это касается сразу всех, а не только мамы или детей. Не забываем: еда это общение, удовольствие, совместное времяпрепровождение. А если один грызет морковку, а второй объедается жареными пельменями, то это не назовешь общей трапезой. Когда мы разделяем общий стол с близкими, это должно быть удовольствием для всех.

7 детских книг для здоровых отношений с едой

Напомню, что здоровые отношения с едой — это обязательно и знания о ней, разный тактильный и вкусовой опыт, интересные истории и ритуалы, приятное общение за столом, кулинарные эксперименты. Обсуждая еду, пробуя новые вкусы, изучая традиции, вы и открываете перед ребенком целый мир, в котором еда не сводится к простому набиванию живота.

Предлагаю взрослым подумать об историях, книгах, как о ресурсе, который дает возможности обсудить еду и поисследовать ее с разных точек зрения (особенно, если раньше она уже становилась предметами споров, конфликтов, непонимания).

  • Для дошкольника еда особенно важна, потому что она помогает ему узнавать мир вокруг. Когда мы путешествуем, ходим в гости, что мы встречаем? И разных людей, и новые места, и новую еду. Она бывает мягкая, соленая, сладкая, липкая, жидкая — малыш получает очень много информации. Развивается мозг, моторика, обоняние, — это же целый фейерверк новых ощущений! Книга Ани Десницкой «Фермерские рынки мира. Кругосветное путешествие» и об этом тоже. Как и что едят люди в разных странах, какие непривычные для нас блюда готовят, какие вкусы сочетают. Есть и рецепты, по которым можно что приготовить вместе.

  • Очень здорово про еду, эмоции, общение рассказывается в серии про «Петсона и Финдуса». Книжек в ней много, и практически в каждой есть что-то о еде: это «Именинный пирог», «Рождество в домике Петсона», «Готовим с Петсоном и Финдусом». В этой серии много рассказывается про еду именно как общение: о том, что чем-то вкусным можно поддержатьи поднять настроение, как вкусные блюда и совместная трапеза объединяют.
  • «А можно мне конфетку?». В эту книжку полезно заглянуть вместе с ребенком, если есть тяга к сладкому (и если нет, тоже) и прочитать про сахар, его полезные качества (да, нашему мозгу все равно нужна глюкоза). И о том, как переизбыток сахара действует на зубы, на здоровье в целом.
  • «Как несъедобное становится съедобным» расскажет о технологии еды: что из чего делается. Чем больше ребенок узнает о разной еде, — варке, приготовлении на пару, копчении, ингредиентах блюд, читает интересные исторические факты — тем больше разнообразия он готов принять и в собственной тарелке. Это уже не просто блюдо — а салат с историей!
  • Рассказать малышам о процессе приготовления еды, традициях за столом без Ричарда Скарри невозможно. Советую вместе посмотреть его «Веселые истории». Тут найдете рассказ и о походе в ресторан. А многим малышам и детям постарше очень нравится есть не дома, а в кафе, особенно если там предусмотрено специальное меню. Неплохо бы смотреть, что есть разные правила, где и как обходиться с едой. Это тоже важная история в социализации и развитии ребенка — ходить в разные места.
  • «Пять ловких куниц» — забавная фантазийная история о куницах, которые живут в городе. Они большие гурманы, хорошо готовят и хотят открыть свой ресторан. Здесь есть и детективная история, где куницы помогают кулинарному эксперту и критику спасти свои рецепты от злоумышленников, которые хотят их своровать. Самое интересное, что есть не только описания, но и подробные нарисованные рецепты. И мы понимаем, что для разной еды нужны разные ингредиенты, разная посуда, даже настроение нужно разное! Такие книжки не только дают возможность поговорить о еде, но и привлечь ребенка к ее приготовлению.
  • «Тильда Яблочное Семечко. Чудесные истории из переулка, где растет шиповник». Серия сказок про милую мышку. Самая первая начинается с того, что мышка собирается готовить свое совершенно восхитительное апельсиновое варенье. Ее рецепт — старинный, семейный. Тильда покупает апельсины, собирает другие ингредиенты, какие-то приправы, варит по всем правилам. И мы узнаем, что есть еда праздничная, которая связана с атмосферой дома. Подумайте, а какой рецепт у вас можно считать семейным?

Про еду нужно обязательно с ребенком говорить, экспериментировать, давать пробовать разное. Брать ребенка с собой в разные места, узнавать новые ритуалы. Нужно вводить его в мир еды осмысленно: тогда и отношения с ней будут здоровыми.

Читайте также:

Как приучить ребенка к полезной еде: 7 хитростей

«Хочу десерт!» Как отучить ребёнка есть много сладкого

7 классных кулинарных книг для детей

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти