Как совместить желания родителей и детей, выбирая дополнительные занятия, и найти баланс между развитием и удовольствием? Это вообще возможно? Вот что советует наш эксперт.
Восьмилетняя Евдокия хочет заниматься с подружками в секции футбола и наотрез отказывается ходить на танцы, куда в прошлом году отвела ее бабушка. «У девочки должна быть хорошая спина, меня в этом возрасте никто не спрашивал. И ничего, отпахала пять лет в художественной гимнастике», — рассуждает бабушка. От шахматного кружка, на нем настаивает папа, Дуня тоже не в восторге. «Там одни мальчики, неинтересно. Все время сидишь. А тренер Олег Эдуардович часто злится», — капризничает девочка, как только папа в сотый раз начинает вспоминать, что в третьем классе победил на первенстве районных школ «Шах и мат». Мама Дуни молчит. В свое время родители заставили ее окончить музыкальную школу, и она считает это своей детской травмой.
Так как же совместить желания родителей и детей, выбирая дополнительные занятия? Это вообще возможно?
Вот что думает наш эксперт, педагог-психолог, руководитель отделения «Виртуальный класс» и преподаватель в Школе программистов МШП Ирина Шувалова:
— Дополнительные занятия для ребенка — это возможность расширить кругозор, попробовать различные хобби, познакомиться с другими ребятами своего возраста, увлеченными тем же. Причины, почему ребенок отказывается от кружков и секций могут быть разные. Самые распространенные:
— ребенку не дают право выбора, он переходит в состояние эмоциональной защиты и ему легче вообще от всего отказаться, чем бороться за свои интересы. Ситуацию усугубляет то, что часто дети и сами не понимают, что хотят. Поэтому так важно давать выбор и возможность пробовать.
— ребенок не может отказаться, если ему вдруг перестало нравится. Посыл родителей «раз взялся, то должен закончить (музыкальную школу, школу рисования
Так что же делать, если ребенок ничего не хочет или хочет не то, что не нравится родителям? Самое правильное — договариваться.
Например:
— договоритесь с ребенком, что он сходит на первые четыре занятия. И потом сам принимает решение — продолжать или нет. Важно, чтобы это решение он принял без нажима взрослых. Если решение будет отрицательным — ребенок сам выберет следующую секцию, куда тоже сходит на четыре занятия.
— важно договориться, что ребенок в любом случае будет ходить на дополнительные занятия. При этом вы четко соблюдаете правила:
• он сам выбирает то, что нравится
• он может пробовать и искать то, что нравится
• вы обязательно учитываете ситуацию, что ребенку нравится занятие, но не нравится преподаватель. Здесь, если контакта не получилось, решение ребенка для вас приоритетное и вы ищете другого преподавателя.
Очень важно уважать решения ребенка, если он что-то выбрал, поддерживать его мотивацию, интересоваться успехами. Даже небольшие достижения отмечать в семейном кругу. Давать возможность пробовать новое и отказываться от того, что перестало быть интересным. Так вы создадите у ребенка ощущение важности для вас его решений и интересов.
Читайте также:
Занятия для дошкольников: когда пора остановиться?
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Раннее развитие: польза или вред?
Фото: ru.freepik.com, Shutterstock