Нервная обстановка вокруг, встревоженные взрослые, которые то шепчутся, то ссорятся, — всё это влияет на ребенка. Но вряд ли дошкольник прямо пожалуется родителям: «Мама, что-то у меня тревожность повысилась. Помоги!..» У вас появилось смутное ощущение, что поведение ребенка как-то изменилось, его что-то беспокоит? На что обратить внимание и какие шаги предпринять первым делом, рассказывает психолог Светлана Филяева.
Чтобы помочь ребенку, надо сначала обратить внимание на себя. Почему? Потому что ребенок эмоционально связан с мамой: ее настроение он считывает по выражению лица, интонациям, движениям. Когда мама тревожится, злится, испугана, ребенок всегда это чувствует, даже если она старается сдерживаться и никак не проявлять беспокойство. И тоже начинает переживать. Он может заражаться настроением взрослого. Когда вы общаетесь с ребенком, то должны помнить про это.
Если мы волнуемся из-за чего-то (например, собирались в парк всей семьей, а небо стало затягиваться: вдруг дождь?) и при этом обсуждаем наше беспокойство, проговариваем, то эмоция есть: она названа, понятна, ее можно обсудить, принять, пережить.
Если же родители печалятся, переживают, сердятся, но молчат (мама и папа недовольны друг другом, подумывают на время расстаться), ребенку становится эмоционально некомфортно, могут появиться страхи, нарушения поведения, даже неврозы.
Дети-дошкольники часто испытывают чувство вины: у мамы плохое настроение — значит, это я сделал что-то не так.
Что в поведении ребенка должно вас насторожить?
- Нарушение сна. Трудности с засыпанием, сын или дочка подолгу не отпускает вас от себя, умоляет «посиди со мной», отказывается спать в своей кровати, ему снятся кошмары и посреди ночи он прибегает к вам.
- Истерики из-за мелочей, неумеренная обидчивость, слезливость. Например, утром собирается в садик, а любимая футболка в стирке. Результат — слезы. Или мама купила не тот йогурт, и это становится настоящей трагедией.
- Беспокойство, если мамы нет рядом. Малыш просто не отпускает ее, цепляется. У детей постарше это может проявляться по-другому: им будет казаться, что она слишком задерживается на работе, в магазине, ребенок будет звонить и спрашивать «ты где?»
- Обратная реакция: ребенок не хочет играть, проводить время с родителями, как обычно, всеми силами дистанцируется.
Если видите такие тревожащие признаки, то прежде всего понаблюдайте за собой, подумайте: а как я себя чувствую? Всё ли в порядке? Что происходит со мной?
Как маме разобраться в эмоциях
Первый шаг: понять себя и выяснить, что беспокоит. И помогут в этом книги. Посоветую два базовых издания, которые очень полезно иметь в библиотеке всем родителям.
Катлин Смит «Управление тревогой. Системный подход к борьбе с беспокойством на работе и в отношениях»
Это важная книжка, которая поможет вообще разобраться в том, что такое тревожность, какие ее виды встречаются — и какой, возможно, хорошо знаком вам. Вы сможете узнать, какие ресурсы для борьбы с беспокойством бывают, и понять, какие есть в вашем распоряжении.
Что это может быть: плавание, творчество, готовка (но только если нравится), садоводство, шитье, вязание, шопинг, медитация. Всё, что полезно для мозга и дает ему работу, а, с другой стороны, это все, что может вас порадовать. Для кого-то таким способом снять напряжение становится даже уборка в доме: мы прибираемся в квартире — и наводим порядок в душе.
Кэти Кресвелл, Люси Уиллеттс «Спокойные. Как помочь детям справиться со страхами и тревогой»
Это практическое руководство по борьбе с беспокойством. Здесь есть большой теоретический блок, много и конкретных примеров. Книга поможет понять, какие бывают физиологические проявления беспокойства (дрожь, спазмы, учащенное сердцебиение), как корректно разговаривать с ребенком о его эмоциональном состоянии, какие есть способы помочь ему снять напряжение.
Как говорить о тревоге с детьми
Второй шаг: начать с ребенком разговор о чувствах, которые он испытывает, научить его называть их и разбираться в том, что с ним происходит. И вместе подумать, что можно сделать для того, чтобы улучшить настроение. И здесь опять действуем с опорой на книжки. Какие подойдут для разговора с маленьким ребенком, дошкольником и младшим школьником?
Елена Ульева «Мои эмоции. Приключения хамелеона Игната»
Главный герой — хамелеон Игнат (про него уже вышла серия книг!). Он попадает в разные ситуации, меняя свой цвет в зависимости от ситуации. Когда он сердится, то становится красным, когда пугается — белым, грустит — синим.
Прочитайте книжку, а потом предложите порисовать вместе. Можно изобразить хамелеончика или любое другое животное. Рисуем и вместе думаем: какого мы цвета, когда нам страшно и тревожно, а какого — когда нам радостно? И что мы можем сделать, чтобы перейти из одного состояния в другое? Что вызывает у нас тревогу, гнев, удовольствие, радость? Книжка подойдёт для обсуждения и игры с самыми маленькими, с 3 лет.
Катарина Гроссман-Хензель «У меня такое чувство…»
Эта книжка построена как диалог с ребенком о его чувствах и телесных ощущениях, которые вызывают разные эмоции. Разговор тоже опирается на цвет: рассматриваются разные бытовые ситуации в течение дня, в которых главная героиня сердится, расстраивается.
Читая, говорим с ребенком о его чувствах, а затем продолжаем обсуждение через творчество — рисуем разные состояния, используя разные цвета. Можно напоминать ребенку какие-то сцены из этой книги и спрашивать, а ты сейчас какого цвета? Подходит для детей 4−7 лет.
Сусанна Исерн «Твои суперспособности»
Если у маленького ребенка просто спросить, как бы ты мог улучшить твое настроение, ответ может вызвать затруднения. Скорее всего он ответит: «Съесть что-нибудь вкусненькое…». Но на все сложные жизненные ситуации вкусненького не хватит.
А вот эта книжка поможет найти в себе скрытый талант — он и станет тем ресурсом, который поможет справиться с плохим настроением. Какие секретные таланты могут быть у малышей? Например, умение рассказывать истории, хорошее чувство юмора, способность красиво петь или играть на музыкальных инструментах, танцевать, умение замечать интересные детали, ловкость, любовь к чтению или рисованию. Это всё способы снять напряжение. Рекомендую детям 5−7 лет.
Наталья Ремиш «Просто о важном. Вместе с Мирой и Гошей. Учимся понимать себя и других»
Книга (она, кстати, не одна — есть целая серия про Миру и Гошу) специально написана для чтения с детьми и обсуждения переживаний. Каждая глава посвящена какой-то типичной ситуации: кто-то обзывается на детской площадке, ребенок взял чужое, разозлился на младшую сестренку. После каждой главы — список вопросов, которые можно обсудить.
Это хорошая подсказка для родителей, которые вполне могут столкнуться и с защитной реакцией: «Я не буду про это говорить!». А здесь понятный формат чтения, есть комментарий психолога. Книжка развивает очень ценный навык: как можно говорить о не очень понятных, приятных, удобных моментах в жизни. Для детей 5−9 лет.
Читайте также:
Мама устала: почему утомляться — это нормально?
5 игр, которые помогут преодолеть страх темноты
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога
Фото: Shutterstock, PR-службы издательств