«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
22:00
«Ничего себе имя!»
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
22:30
«Смешарики». Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
0:10
«Турбозавры». Мультсериал

7 советов, которые помогут легко запомнить самые сложные стихотворения



Учить стихотворения наизусть очень полезно не только для тренировки мозга, но и для улучшения качества речи. Но что делать, если это «наизусть» каждый раз происходит «со скрипом»? Специально для читателей «О!» педагог и блогер Валерия Нодель делится секретными методами, которые помогут легко и осмысленно запомнить любое стихотворение, а не просто механически зазубрить его.

Валерия Нодель, педагог частного образовательного центра, писатель, копирайтер, блогер
Валерия Нодель, педагог частного образовательного центра, писатель, копирайтер, блогер

Прежде чем начать применять методы запоминания на практике, необходимо выполнить три обязательных условия:
1. Убедиться, что все слова и словообороты в стихотворении понятны, потому что очень сложно запомнить то, чего не понимаешь. Значения можно проверить по словарю или обратиться к комментариям по тексту.
2. Определить свой ведущий тип восприятия: через глаза, через уши, через переживания или тактильные ощущения, через логическое осмысление. Это не значит, что использовать нужно только какой-то один способ, но эти знания помогут определить свои сильные и слабые стороны: сильными оперировать, а слабые тренировать.
3. Встать и начать двигаться.

Как работать со стихотворением

Чем больше органов чувств задействовано при работе со стихотворением, тем выше качество запоминания. Рассмотрим на примере конкретного текста. Пусть это будет «С добрым утром!» Сергея Есенина:

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Прочтите и разберите каждое слово и его значение

Как выглядит затон, плетень, перламутр? Что это за сетка небосклона и каким образом её румянит свет? А почему росы горят, может ли вода гореть? А что ещё может гореть? Чем больше вопросов вы зададите ребёнку, тем выше вероятность того, что слова и их значения останутся надолго в его ментальном лексиконе.
Например, у слова «гореть» есть значение «светить», поэтому росы и горят, то есть светятся (сравните: горит свеча, горит фонарь).

Сделайте небольшую гимнастику-пятиминутку

Да-да, делаем простые физические упражнения, которые активизируют разные участки головного мозга: например, растираем ладони, делаем перекрёстные шаги, хватаем правое ухо левой рукой, а левое правой и постепенно ускоряем темп (подробно о гимнастике для мозга написано в трудах докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон).

Возвращайтесь к стихотворению

С дошкольниками и младшими школьниками мы обязательно играем в «Изобрази стихотворение». Взрослый читает, а дети показывают каждую строчку: звёзды задремали, задрожало зеркало затона. Текст воспринимается как на слух, что важно для аудиалов, так и через тело, что очень важно для кинестетиков. Далее можно поменяться ролями: взрослый показывает, а ребёнок пытается вспомнить строки. Чем эмоциональнее игра, тем лучше запоминается текст!

Если вы визуал или логик

Вам будет легче запомнить текст, если вы воспользовуетесь эйдетическим методом и прорисуете каждую строчку стихотворения. Тут не нужно правдоподобие, важно, какие символы понятны и актуальны для каждого конкретного читателя.

Если вы аудиал

Вам будет легче запомнить текст, если вы прослушаете его. Идеально, если есть аудиозапись профессионального актёрского прочтения (например, на сайте проекта «Антология русской поэзии «Круг лета Господня»). Если же записи нет, то можно надиктовать стихотворение себе на телефон, заодно ребёнок услышит себя со стороны и доработает технику декламации.

Попробуйте пропеть или протанцовывать стихотворение

Это ещё один работающий метод! Помните эпизод из фильма «Я вас любил…»? «Евгений Онегин» отлично лёг на мелодию танго.

Найдите подходящие ассоциации

Хорошо, когда текст ассоциируется с чем-то конкретным, реальным, актуальным — он становится частью жизни читателя, надолго остаётся в памяти. Вспомните, где вы видели берёзы, крапиву, затон? Быть может, у вас с ними связаны какие-то особые воспоминания? Похожи они на то, что описывает Сергей Есенин в своём стихотворении?


Конечно, можно учить построчно, можно учить снизу вверх и сверху вниз, использовать фотографическую память и класть книжку под подушку. Но важно понимать, что поэзия — это не набор слов, это в первую очередь эмоции. Только эмоционально осмысленное стихотворение можно рассказать красиво и запомнить надолго.

Читайте также:

9 советов, которые с помощью стихов сделают из вашего ребёнка гения

Ученые выяснили, что происходит с мозгом человека при чтении стихов

13 игр для тренировки памяти⠀

Фото: Syda Productions/Shutterstock.com, личный архив автора

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти